Н.Е. Буланкина
ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУР
И ПОЛИЯЗЫЧИЙ
В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Москва x Логос x 2008
4
Введение
Введение
5
УДК 37
ББК 74
С 59
ОГЛАВЛЕНИЕ
Рецензенты <...> Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образо>
вании / Е.А. Соколков, Н.Е. Буланкина. <...> Определены
гуманистические основания и социальное значение полиязыковой культу>
ры. <...> Представлен проект реализации теоретической модели гуманизации
полиязыкового образовательного пространства. <...> Социальный институт «образование», целевая функция которого заклю>
чается в передаче и воспроизводстве ценностных модусов общественной
жизни и культуры, в развитии жизненных сил человека, его индивидуаль>
ности, становится все более дегуманизированным, все менее способным эф>
фективно влиять на гуманизацию многомерного поликультурного общест>
ва, обеспечивать его стабильность и развитие человека как социального
субъекта. <...> Сегодня не возникает сомнения в актуальности поликультурного обра>
зования, его достойном месте в теории и практике формирования подра>
стающего поколения, необходимости активной разработки и уточнении
целей, задач, функций, содержания, технологий этого важного компонента
в отечественном образовании. <...> Гуманизация полиязыкового образовательного пространства, обуслов>
ленная процессами интеграции, затронувшими все мировое сообщество,
Введение
7
повышением роли информационных технологий, коммуникационной
среды в современной российской действительности и значимостью лично>
стного фактора в жизни общества в глобализирующемся мире, связана с
гуманитаризацией. <...> Распространенность этих процессов на территории страны или региона
как объективно существующий в пространстве и времени феномен обозна>
чается введенным в работе понятием полиязыковое образовательное про
странство. <...> В современной России полиязыковое образовательное пространство
более технократизируется, становясь в силу увеличения социальных разли>
чий дифференцированным <...>
Проблемы_поликультур_и_полиязычий_в_гуманитарном_образовании_.pdf
2
Введение
Введение
Е.А. Соколков
Н.Е. Буланкина
3
ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУР
И ПОЛИЯЗЫЧИЙ
В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Москва Логос 2008
Стр.2
4
УДК 37
ББК 74
С 59
Рецензенты
В.Н. Турченко, доктор философских наук, профессор
Т.И. Горелова, доктор педагогических наук, профессор
ОГЛАВЛЕНИЕ
Соколков Е.А.
С 59 Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образо
вании / Е.А. Соколков, Н.Е. Буланкина. – М.: Университетская
книга; Логос, 2008. – 208 с.
ISBN 9785986990538
Проанализированы социальнофилософские проблемы системы обра
зования современной России. Рассмотрены пути преодоления кризиса гу
манитарного знания и дегуманизации общественной жизни. Определены
гуманистические основания и социальное значение полиязыковой культу
ры. Представлен проект реализации теоретической модели гуманизации
полиязыкового образовательного пространства.
Для ученых и специалистов в области философии, социологии, психо
логии и педагогики, а также студентов высших учебных заведений, обу
чающихся по социальногуманитарным направлениям и специальностям.
УДК 37
ББК 74
Введение ...........................................................................................................6
Глава 1. Методологические основы гуманизации
российского образования..............................................................................13
§ 1. Кризис современного гуманитарного знания ..................................13
§ 2. Гуманизация или дегуманизация образования?...............................26
§ 3. Глобализация и полиязычие..............................................................42
Выводы......................................................................................................57
Глава 2. Полиязыковая культура как фактор гуманизации
национальных образовательных систем.......................................................60
§ 4. Понятие «полиязыковая культура» ...................................................60
§ 5. Гуманистические основания полиязыковой культуры....................73
§ 6. Социальная значимость гуманитаризации образования.................85
Выводы....................................................................................................103
Глава 3. Гуманизация образовательного пространства..............................106
§ 7. Формирование полиязыкового образовательного
пространства ...........................................................................................106
§ 8. Роль полиязыковой культуры в развитии жизненных
сил Человека ...........................................................................................120
§ 9. Критерии эффективности гуманизации системы образования....134
Глава 4. Проект реализации теоретической модели гуманизации
полиязыкового образовательного пространства........................................152
§ 10. Гуманизация образования как способ воспроизводства
полиязыковой культуры.........................................................................152
§ 11. Образование как проблемный феномен социокультурной
практики современности .......................................................................172
§ 12. Грани гуманитарного познания в системе
высшего образования.............................................................................184
Список литературы ......................................................................................192
Введение
Введение
5
ISBN 9785986990538 © Соколков Е.А., Буланкина Н.Е., 2008
© Университетская книга, 2008
© Логос, оформление, 2008
Стр.3