Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Миф собственного тела. Предпосылки формирования (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМедова Анастасия Анатольевна
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID176585
АннотацияТело издревле было объектом мифологических переживаний. На глубинном уровне своего опыта человек воспринимает мир как подобие своего тела, что способствует созданию его мифа. Миф собственного тела складывается у каждого человека в результате многих факторов: невозможности осознания физиологических процессов, неполного визуального представления о собственном теле, отсутствия объективной ценностной и эстетической точки зрения на свою внешность, переживании своего тела сквозь призму культурных установок и т.п.
УДКУДК 24-183
Медова, А.А. Миф собственного тела. Предпосылки формирования / А.А. Медова .— Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии современного мифа. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. Великий Новгород, 2005. С. 163-167. — : [Б.и.], 2005 .— 4 с. — URL: https://rucont.ru/efd/176585 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экзистенциальное осознание-переживание человеком собственного тела - важнейший элемент его бытия. <...> В средоточии отношений «сознаниетело» проходит непосредственное существование человека, причем механизм взаимосвязи тела и сознания всегда оставался загадкой – его пытался обнаружить еще Декарт, искавший в организме человека шишковидную железу, которая бы связывала две субстанции. <...> Анализ особой, специфической человеческой телесности приобрел особую актуальность в ХХ веке. <...> Данная модель эксплицировалась такими философами, как В.В. Розанов («Метафизика пола»), Ж.-П. <...> При всем осознании важности человеческих отношений с собственным телом, они до сих пор остаются загадочными. <...> Отношения между человеческим сознанием и телом далеко не однозначны и не прозрачны для рефлексии. <...> Дело в том, что собственное тело, его жизнь, его биологические функции, хотя и известны человеку в результате медицинских исследований, тем не менее, не осознаются им как мое Я. <...> Биологическая жизнь тела скрыта от нас, мы ощущаем её как боль, наслаждение, чувственное восприятие, но при этом можем совершенно не иметь представления о том, как протекают эти процессы на физиологическом уровне. <...> Но даже знание физиологических процессов не превращает их в мои процессы в том смысле, в каком существуют мои мысли. <...> Не случайно величайший шок вызывает у человека зрелище собственного (или чужого) удаленного внутреннего органа, конечности. <...> По поводу этого феномена Сартр в «Бытии и ничто» писал: «если я постигну «мое» сознание в его абсолютной глубине, и посредством ряда рефлексивных актов я попытаюсь соединить с ним определенный живой объект, образованный нервной системой, мозгом, железами, органами выделения, дыхания и кровообращения, сама материя которых может быть проанализирована химически, …то я встречусь с непреодолимыми трудностями; эти трудности проистекают из того, что я пытаюсь соединить мое сознание не с моим телом, но с телом <...>
Миф_собственного_тела._Предпосылки_формирования.pdf
Мёдова Анастасия МИФ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ. Экзистенциальное осознание-переживание человеком собственного тела - важнейший элемент его бытия. В средоточии отношений «сознаниетело» проходит непосредственное существование человека, причем механизм взаимосвязи тела и сознания всегда оставался загадкой – его пытался обнаружить еще Декарт, искавший в организме человека шишковидную железу, которая бы связывала две субстанции. Анализ особой, специфической человеческой телесности приобрел особую актуальность в ХХ веке. Он лег в основу одной из современных философских моделей человека, которую можно обозначить как модель «Corpus». Данная модель эксплицировалась такими философами, как В.В. Розанов («Метафизика пола»), Ж.-П. Сартр («Бытие и ничто»), Г.Марсель, М. Мерло-Понти («Феноменология восприятия»), Ж.-Л.Нанси («Corpus»), В. Подорога и др. При всем осознании важности человеческих отношений с собственным телом, они до сих пор остаются загадочными. Отношения между человеческим сознанием и телом далеко не однозначны и не прозрачны для рефлексии. Дело в том, что собственное тело, его жизнь, его биологические функции, хотя и известны человеку в результате медицинских исследований, тем не менее, не осознаются им как мое Я. Биологическая жизнь тела скрыта от нас, мы ощущаем её как боль, наслаждение, чувственное восприятие, но при этом можем совершенно не иметь представления о том, как протекают эти процессы на физиологическом уровне. Но даже знание физиологических процессов не превращает их в мои процессы в том смысле, в каком существуют мои мысли. Не случайно величайший шок вызывает у человека зрелище собственного (или чужого) удаленного внутреннего органа, конечности. По поводу этого феномена Сартр в «Бытии и ничто» писал: «если я постигну «мое» сознание в его абсолютной глубине, и посредством ряда рефлексивных актов я попытаюсь соединить с ним определенный живой объект, образованный нервной системой, мозгом, железами, органами выделения, дыхания и кровообращения, сама материя которых может быть проанализирована химически, …то я встречусь с непреодолимыми трудностями; эти трудности проистекают из того, что я пытаюсь соединить мое сознание не с моим телом, но с телом других. Действительно, тело, описание которого я только что дал, не мое тело, какое оно есть для меня» [6, с.324]. Итак, тело инородно, чуждо сознанию. И для нас первично не тело само по себе, а наше представление-понимание собственного тела, его миф. Тело издревле было объектом мифологических переживаний; во многих мифологиях распространена версия возникновения мира из тела
Стр.1