Проблема соотношения и значения этических категорий и права в
народнической и философско-правовой традиции русской философии
третьей четверти XIX века. <...> В русской философии к концу XIX века сложилось устойчивое стремление к
осмыслению правовых явлений в обществе как в философско-правовом, так и в
нравственном контексте. <...> В
истории
политической и правовой мысли России важное место занимали философскоправовые концепции второй половины XIX – начала XX века, представленные
такими
видными
мыслителями,
как <...> Современные исследователи, например Г.Ч.Синченко, отмечают, что исконные
теоретические проблемы права в русской философии обсуждались в общем
контексте с нравственными и религиозными началами жизни [21; С. <...> Однако, ранее, в 70-е годы XIX века в рамках концепций революционного
народничества, исследований таких мыслителей, как например М.А.Бакунин, <...> П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский и т.д., идея философского осмысления вопросов
права и государства в этическом контексте начала активно проникать в русскую
философскую традицию. <...> Можно сказать, что народники привнесли некую
нравственно-критическую традицию в осмысление государства и права. <...> До
настоящего времени объективный анализ синтетического подхода к проблеме
соотношения права и морали в народнической философии и социологии сделан не
был, хотя к подобной проблематике обращались В.Г. Графский, Л.И.Новикова, <...> Характеризуя русскую философию права, вряд ли можно дать объективную
оценку, ограничиваясь лишь рассмотрением трудов по философии права и этике,
принадлежащих русским мыслителям только либерального направления, хотя и
обусловленного русской традицией философствования. <...> Этот процесс шел двумя путями: с одной стороны через
углубление и одухотворение славянофильского идеала, а с другой – через
позитивное усвоение западных идей правового государства [19; С. <...> Народническое понимание права как социального явления, как особого начала
в регуляции общественной <...>