Термин “коррекция” может относиться или к отдельным технологическим компонентам специальной педагогической помощи, или к среде, окружающей человека с
ограниченными возможностями; в этом смысле он имеет
право на существование. <...> Поэтому специальная педагогика использует такие термины, как “лица с ограниченными возможностями здоровья (жизнедеятельности)”; применительно к обучающимся - лица с особыми образовательными потребностями, так
как ограничение возможностей участия человека с отклонениями в развитии в образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать ограничения и затруднения. <...> Традиционно выделяют следующие категории лиц с недостатками развития: неслышащие (глухие), слабослышащие, незрячие (слепые), слабовидящие, лица с нарушениями речи, умственно отсталые, с задержкой психического
развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. <...> Содержание курса
4
Введение
Специальная педагогика (называемая в нашей стране
также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от
лат. specialis - род, вид). <...> В международной педагогической практике и теории
общепринятыми являются понятия “специальная педагогика” и “специальное образование”. <...> Гуманизация общественного сознания, как и современное социальное право, не позволяет сегодня считать этичной такую педагогическую терминологию, смыслом которой является направление (коррекция) человека или
каких-либо его качеств и свойств. <...> Каждый человек имеет
право на индивидуальность, самобытность, признание и
учет обществом тех или иных особенностей, в том числе
и ограниченных возможностей жизнедеятельности. <...> Общество обязано оказать такому человеку помощь
(медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию, т.е. речь может идти <...>
Специальная_(коррекционная)_педагогика.pdf
ББК 74.3 ß7
О 53
Олейникова Т.В. Специальная (коррекционная) педагогика:
Учебно-методическое ïîñîáèå. Соликамск, 2007. - 52 ñ.
Рецензент: старший преподаватель кафедры психологии
Е.В. Ватина
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов
педагогического, психологического, гуманитарного и других
факультетов.
Пособие поможет сформировать целостное представление о
специальной педагогике как составной части общепедагогической
науки, об особых образовательных потребностях детей с
отклонениями в развитии, о современной системе специальных
образовательных услуг, о педагогических системах, технологиях
и приемах коррекционного воздействия.
В пособии предложены темы и разделы для семинарских
занятий, литературные источники с целью расширения и
конкретизации знаний студентов.
Пособие предлагает темы для курсового исследования,
вопросы и проблемы для самостоятельной работы студентов.
Ò.Â. Олейникова, составление, 2007
Соликамский государственный
педагогический институт, 2007
2
Стр.2
медико-социально-педагогический патронаж; дифференцированная
и интегрированная формы организации специального
образования; специальная образовательная сфера;
уровни специального образования; специальный образовательный
стандарт; специальное обучение; развитие;
специальные дидактические принципы; дидактически целесообразное
сочетание методов обучения; специальные
образовательные технологии; специальные средства обучения
людей с особыми образовательными потребностями;
индивидуальное обучение; индивидуально-групповое
обучение; классно-урочная система, групповое обучение;
дифференцированно-групповые формы работы; индивидуализированная
форма работы в структуре групповой формы.
5.6. Воспитание в системе специального образования
Воспитание как целенаправленный процесс социализации,
социокультурного включения и социального адаптирования
человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Взаимосвязь обучения и воспитания в
специальном образовании.
Содержание воспитания в процессе специального образования.
Принципы
воспитания детей с ограниченными возможностями
жизнедеятельности. Общие и специальные принципы
воспитания.
Методы воспитания в специальном образовании. Зависимость
выбора методов, приемов и средств воспитания
от характера особых образовательных потребностей воспитанников,
их возрастных и индивидуальных особенностей,
уровня и задач социализации. Роль методов формирования
социального опыта.
Особенности воспитания ребенка с ограниченными
возможностями жизнедеятельности в условиях семьи и в
условиях коллектива.
Основные понятия: социализация, социокультурное
включение, социальная адаптация; социальный опыт, со17
Стр.17