Возникновение рекламы можно отнести к тем древнейшим временам,
когда люди, еще не наделенные какими-либо научными знаниями, уже
стремились рекламировать не только себя, но и продукты собственного
изготовления, различные виды услуг. <...> Например,
при
раскопках
древнеегипетского города Мемфиса было обнаружено объявление одного из
жителей, в котором говорилось: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов
толкую сновидения». <...> В современной прессе можно и сегодня найти очень
много похожих объявлений, хотя прошло уже не одно тысячелетие. <...> Реклама выступает в
качестве средства общения с потенциальными партнерами или покупателями
и решает проблемы распространения, разъяснения информации, придания
привлекательности организации, фирме, группе людей, отдельной личности. <...> Во время предвыборной борьбы
римских политиков и администраторов политическая реклама была
представлена в виде «граффити», которые призывали горожан выбрать того
или иного представителя. <...> А
так как предвыборная борьба является беспрерывным процессом, то
политическая
реклама
стала
необходимым
атрибутом
современной
политической жизни в стране. <...> Закон Российской Федерации от 18.07.95 г. «О рекламе» дает ей
следующее определение: «Реклама – распространяемая в любой форме, с
помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице,
товарах,
идеях
и
начинаниях
(рекламная
информация),
которая
предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или
поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам,
идеям
и
начинаниям
и
способствовать
реализации
товаров,
идей,
начинаний». <...> Например,
известный американский специалист по вопросам психологии рекламы
Даниэль Старг утверждает, что она представляет собой «платную форму
массовой коммуникации, предназначенную для воздействия на людей в
пользу какого-либо товара. <...> Известный маркетолог Филип Коттлер, профессор маркетинга СевероЗападного университета США <...>
Политическая_реклама_Актуальные_проблемы_журналистики_учебно-методическое_пособие._–_Арх._ПГУ,_2004_–_с.117-139..pdf
Политическая реклама
Историческая справка.
Политическая реклама заняла важное место в жизни современного
общества, стала неотъемлемой частью массовой культуры и политической
жизни российского народа. Французский специалист в области рекламы Жак
Сегела сказал: «Реклама давно уже – не просто слово в торговле. Это – слово
в политике, слово в общественных отношениях, слово в морали».
Термин «реклама» происходит от латинского слова «reklamare» –
«громко выкрикивать», «извещать». Позднее к этим значениям
присоединились такие, как «откликаться», «требовать». В них
прослеживается главная характеристика современной рекламы: сообщать,
распространять сведения о чем-то (ком-то) для привлечения покупателя или
создания популярности товару или какой-либо деятельности.
Возникновение рекламы можно отнести к тем древнейшим временам,
когда люди, еще не наделенные какими-либо научными знаниями, уже
стремились рекламировать не только себя, но и продукты собственного
изготовления, различные виды услуг. Ее существование в древние времена
подтверждают археологические находки. Например, при раскопках
древнеегипетского города Мемфиса было обнаружено объявление одного из
жителей, в котором говорилось: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов
толкую сновидения». В современной прессе можно и сегодня найти очень
много похожих объявлений, хотя прошло уже не одно тысячелетие.
Слово «реклама» в общепринятом смысле начало употребляться только
с середины XVII века. Произошло это в Англии, где с помощью данного
термина книгопечатники стали извещать своих потребителей о предстоящих
изданиях. Эту идею подхватили владельцы магазинов. Так, постепенно,
реклама становилась тем, чем она является сегодня. Реклама выступает в
качестве средства общения с потенциальными партнерами или покупателями
Стр.1
и решает проблемы распространения, разъяснения информации, придания
привлекательности организации, фирме, группе людей, отдельной личности.
Политическая реклама, как и реклама маркетинговая, имеет давние
традиции. В.Ученова и Н. Старых в книге «История рекламы» говорят о
том, что политическая реклама существовала уже в глубокой древности.
Примером такой рекламы могут служить изображения и надписи,
выгравированные на стенах древнеегипетских гробниц. Эти надписи
повествуют о законах и политике, проводимой правителями Древнего
Египта.
В период античности роль политической рекламы исполняли статуи
правителей, полководцев и именитых граждан, снабженные надписями,
прославляющими их, или дающие оценку их политическим взглядам.
Граждан Древней Греции и Древнего Рима обо всех великих событиях
и о делах государства оповещали глашатаи. Во время предвыборной борьбы
римских политиков и администраторов политическая реклама была
представлена в виде «граффити», которые призывали горожан выбрать того
или иного представителя. Для этих же целей часто использовались так
называемые «альбумы» («альбум» - по лат. «белый»). На белых стенах
общественных зданий делались различные оперативные записи, которые
постоянно обновлялись. В. Ученова и Н.Старых рассматривают эти
«альбумы» как прототип современного политического плаката. На стенах в
Помпее учеными были обнаружены, например, следующие надписи,
призывающие голосовать за сенатора Марка Публия Фурия: «Я уверяю вас,
он хороший человек и за него стоит проголосовать на выборах».
С появлением печатного станка, с развитием радио- и видеотехники,
политическая реклама получала все большие возможности для своего
развития и распространения. У нас в России, о политической рекламе в той
форме, в которой она существует, начали говорить с 1989 года после
доклада М.С. Горбачева. В нем он рекомендовал различные формы и
Стр.2