Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования
Государственная конкурентная
политика
и стимулирование конкуренции
в Российской Федерации
Том 2
Нормативный пакет
Москва
Научный эксперт
2009
Стр.1
УДК 351:346.546
ББК 65.013.8
Г 72
Авторский коллектив:
Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю., Ахметзянова И.Р.,
Вилисов М.В., Нетесова М.С., Погорелко М.Ю., Сулакшина А.С.
Под общей редакцией Сулакшина С.С.
Г 72
Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю. и др.
Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции
в Российской Федерации. Монография в 2-х томах. Т. 2. М.: Научный эксперт,
2009. — 352 с.
ISBN 978-5-91290-067-9
В монографии предлагается новая трактовка государственной конкурентной политики.
Согласно разработанному в Центре проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования подходу, ее содержание составляют два основополагающих
направления: политика стимулирования конкуренции и политика защиты
конкуренции.
Ключевым предлагаемым к принятию нормативным правовым актом, позволяющим
реализовать указанный подход, является Доктрина государственной конкурентной политики
в РФ, содержащая программу конкретных государственно-управленческих
действий и решений в рамках конкурентной политики. В качестве системообразующего
государственно-управленческого акта разработан проект Конкурентного кодекса
РФ. Он позволяет аккумулировать основную часть норм конкурентного права, включив
в состав единого кодифицированного нормативного правового акта антимонопольное
законодательство, законодательство о рекламе, о естественных монополиях,
о защитных мерах при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также
новеллу — нормы, посвященные стимулированию конкуренции.
Для руководителей органов законодательной, судебной и исполнительной власти,
субъектов экономической деятельности, экономистов, правоведов, научных работников,
аспирантов, студентов и всех интересующихся современными экономикоправовыми
проблемами реализации государственной конкурентной политики.
УДК 351:346.546
ББК 65.013.8
ISBN 978-5-91290-067-9
© Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования, 2009
Стр.2
Содержание
Введение ............................................................................................................ 7
Часть I. Пояснительная записка к проекту федерального
закона «О Доктрине государственной конкурентной
политики в Российской Федерации» ................................................ 16
Часть II. Проект федерального закона «О Доктрине
государственной конкурентной политики
в Российской Федерации» .................................................................... 28
Часть III. Доктрина государственной конкурентной политики
в Российской Федерации ...................................................................... 32
Глава 1. Общие положения ................................................................................34
1.1. Основные понятия в сфере государственной конкурентной
политики ...................................................................................................... 34
1.2. Место Доктрины государственной конкурентной политики
в системе нормативных правовых и управленческих
документов .................................................................................................. 38
1.3. Формирование государственной конкурентной политики ............ 39
1.4. Основные принципы построения и реализации Доктрины
государственной конкурентной политики ......................................... 41
1.5. Приоритеты и основные направления государственной
конкурентной политики .......................................................................... 42
1.6. Основные количественные целевые и мониторируемые
показатели развития конкуренции ....................................................... 43
1.7. Периодизация управления конкурентной политикой ..................... 44
1.8. Срок действия Доктрины государственной конкурентной
политики в Российской Федерации ...................................................... 45
3
Стр.3
1.9. Ответственный исполнитель Доктрины государственной
конкурентной политики в Российской Федерации .......................... 45
Глава 2. Текущее и целевое состояние конкурентной среды
и конкурентной политики России.........................................................45
2.1. Текущее состояние конкурентной среды ............................................ 45
2.2. Целевое состояние конкурентной среды ............................................. 47
2.3. Текущее состояние государственной конкурентной
политики ...................................................................................................... 47
2.4. Целевая концепция государственной конкурентной
политики ...................................................................................................... 48
2.5. Стратегия перехода при модернизации государственной
конкурентной политики .......................................................................... 49
Глава 3. Основные направления государственной
конкурентной политики: актуальные проблемы
и решения ..........................................................................................................50
3.1. Стимулирование конкуренции .............................................................. 50
3.2. Обеспечение свободы предпринимательской деятельности,
преодоление административных барьеров ......................................... 56
3.3. Предупреждение и пресечение монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции .............................. 58
3.4. Государственное регулирование деятельности субъектов
естественных монополий ........................................................................ 62
3.4.1. Ценовое регулирование ..................................................................... 65
3.4.2. Специальные обременения субъектов естественных
монополий в интересах малого и среднего бизнеса .................... 69
3.4.3. Согласование инвестиционных программ субъектов
естественных монополий ................................................................... 71
3.4.4. Контроль и надзор за субъектами естественных
монополий .............................................................................................. 73
3.4.5. Особенности государственного регулирования
естественных монополий на локальном (региональном)
уровне ...................................................................................................... 76
4
Стр.4
3.5. Государственный контроль экономической концентрации ........... 78
3.6. Конкурсное распределение дефицитных ресурсов.
Государственная и муниципальная помощь ...................................... 82
3.7. Охрана интеллектуальной собственности .......................................... 87
Глава 4. Механизм реализации Доктрины государственной
конкурентной политики в Российской Федерации .......................91
4.1. Принципы государственного управления конкурентной
политикой .................................................................................................... 91
4.2. Система государственного управления конкурентной
политикой .................................................................................................... 92
4.3. Международное сотрудничество в области конкурентной
политики и стимулирования конкуренции ........................................ 95
4.4. Планирование, мониторинг и контроль в государственном
управлении конкурентной политикой ................................................. 97
4.5. Ресурсное обеспечение реализации государственной
конкурентной политики .......................................................................... 98
4.6. Модернизация системы государственного управления
конкурентной политикой ...................................................................... 101
4.7. Участие граждан, негосударственных коммерческих
и некоммерческих организаций в реализации
государственной конкурентной политики ....................................... 105
Глава 5. Программа правового обеспечения реализации
Доктрины государственной конкурентной политики ..............109
Часть IV. Проект Конкурентного кодекса
Российской Федерации ....................................................................... 135
1. Субъекты, в интересах которых разрабатывается
проект Конкурентного кодекса Российской Федерации ............... 135
2. Пояснительная записка к проекту Конкурентного кодекса
Российской Федерации .......................................................................... 137
3. Проект Конкурентного кодекса Российской Федерации .................. 157
5
Стр.5
Заключение .................................................................................................. 333
Список нормативных правовых актов
и использованной литературы ......................................................... 338
Сведения об авторах ................................................................................. 349
6
Стр.6
Введение
В первом томе монографии «Государственная конкурентная политика
и стимулирование конкуренции в РФ»1
были исследованы основные проблемы,
препятствующие добросовестной и эффективной конкуренции на
российских товарных рынках, рассмотрена и дана оценка действующей версии
конкурентной политики, обозначены ее основные недостатки, а также
изложены основные идеи (концепты) решений проблем реализации государственной
конкурентной политики.
Второй том монографии является продолжением исследования и содержит
проект Доктрины государственной конкурентной политики в Российской
Федерации, а также программу государственно-управленческих
действий в рамках конкурентной политики. Доктрина государственной
конкурентной политики была разработана как основной государственноуправленческий
документ, определяющий содержание государственной политики
в области создания, развития, поддержания и защиты конкуренции,
программу ее реализации и формирующий и приводящий в действие механизм
ее исполнения2
.
Важно уточнить также, что, собственно, понимается под политикой в
данном контексте. Определений политики существует большое количество
в различных смысловых контекстах. Считается общепризнанным, что невозможно
дать ее однозначное определение. Добавим, что это верно, но с
оговоркой: без уточнения функционального или целевого контекста. Например,
политику определяют как сферу деятельности людей, связанную с
властными отношениями, межгрупповыми отношениями, деятельности, не
только сознательной, но и иррациональной, стихийной и т. д.3
Очевидно,
что такой дефиниционный подход мало что дает для организации работ в
поставленных в настоящей разработке целях. Очевидно также, насколько
важно определение базовых понятий в целях и контексте именно настоящей
разработки.
Под государственной политикой понимается совокупность ценностных
целей, государственно-управленческих мер, решений и действий и порядка
реализации государственно-политических решений (поставленных государственной
властью целей)4
.
1 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю. и др. Государственная конкурентная
политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Монография
в 2-х томах. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2008.
2
шина. Монография. — М.: Научный эксперт, 2008.
3
Экономическая доктрина Российской Федерации (макет-проект). Под ред. С.С. СулакПодробнее
см. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1999, С. 7.
4 Сулакшин С.С. Системная методология проектирования государственно-управленческих
решений (государственных политик) // Проблемы современного государственного управления
в России. Вып. 1., М., 2006.
7
Стр.7
Сведения об авторах
Якунин Владимр Иванович, доктор политических наук, научный руководитель
Центра проблемного анализа и государственно-управленческого
проектирования
Сулакшин Степан Степанович, доктор политических наук, доктор
физико-математических наук, профессор, генеральный директор Центра
проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
Фонарева Наталия Евгеньевна, кандидат экономических наук, адвокат
Тотьев Константин Юрьевич, кандидат юридических наук, профессор
Государственного университета — Высшая школа экономики, член экспертного
совета при Федеральной антимонопольной службе
Ахметзянова Ильмира Рафаиловна, юрист-эксперт, Центр проблемного
анализа и государственно-управленческого проектирования
Вилисов Максим Владимирович, кандидат политических наук, заместитель
генерального директора Центра проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования
Нетесова Маргарита Сергеевна, юрист-эксперт, Центр проблемного
анализа и государственно-управленческого проектирования, младший научный
сотрудник Института государства и права РАН
Погорелко Мария Юрьевна, юрист-эксперт, Центр проблемного анализа
и государственно-управленческого проектирования
Сулакшина Алена Степановна, кандидат юридических наук, Центр проблемного
анализа и государственно-управленческого проектирования
349
Стр.349