Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01080026.htm
Забелин Иван Егорович - замечательный русский историк-археолог. Родился в 1820 г. в Твери, в
бедной семье. Окончив курс в преображенском училище в Москве, не мог продолжать образования по
недостатку средств и в 1837 г. поступил на службу в оружейную палату, канцелярским служителем
второго разряда. Знакомство со Строевым и Снегиревым возбудило в нем интерес к изучению русской
старины. По архивным документам он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на
богомолье в Троице-Сергиевскую лавру, напечатал в извлечении в "Московских Губернских
Ведомостях" 1842 г., No 17. Статья эта, переделанная и дополненная, появилась в 1847 г. в "Чтениях
Московского Общества Истории и Древности". Прочитанный Грановским на дому курс истории
расширил исторический кругозор Забелина. В 1848 г. он получил место помощника архивариуса в
дворцовой конторе, а в 1856 г. занял место архивариуса. В 1859 г. он перешел в Императорскую
археологическую комиссию младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в
Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, близ Керчи, давшие множество драгоценных
находок. Результаты раскопок описаны Забелиным в "Древностях Геродотовой Скифии" (1866 и 1873) и
в отчетах археологической комиссии. В 1876 г. Забелин оставил службу в комиссии. В 1871 г. Забелин
получил степень почетного доктора русской истории от университета святого Владимира. В 1879 г.
избран председателем Общества Истории и Древности и затем товарищем председателя исторического
музея. В 1884 г. Забелин член-корреспондент, а в 1892 г. - почетный член Академии Наук. На
торжественном праздновании 50-летнего юбилея, в 1892 г., и в 1907 г. (70-летний юбилей) Забелин был
приветствован всем русским ученым миром. Забелин скончался 31 декабря 1908 г. Исследования
Забелина касаются, главным образом, древнейшей киевской эпохи и московского периода русской
истории. В области истории внешнего быта и археологии древнейших времен труды его занимают
видное место Забелин рассматривает также основные начала русской жизни. Характеристические черты
его - вера в самобытные творческие силы русского народа и любовь к низшему классу, "крепкому и
здоровому нравственно народу - сироте, народу - кормильцу". В связи с этим Забелин стремится
выдвинуть при изучении исторического процесса народную "общую правду". Глубокое знакомство со
стариной и любовь к ней отражаются в языке Забелина, выразительном и оригинальном, необыкновенно
красочном и богатом, с архаическим, народным оттенком. При всем своем идеализме, Забелин не
скрывает и отрицательных сторон древней русской истории, например, принижения личности в роде и
домостроевской семье. Разбирая идейные основы русской культуры, он отмечает важное значение
экономических отношений в истории политики и культуры. Первые капитальные сочинения Забелина:
"Домашний быт русских царей в XVI - XVII веках" (1862) и "Домашний быт русских цариц в XVI - XVII
веках" (1869, новое издание, 1872, 1895 и 1901), которые должны были составить часть труда о быте
русского народа (остался незаконченным). Им предшествовал ряд статей по отдельным вопросам того же
рода, печатался в "Московских Ведомостях" 1846 г. и в "Отечественных Записках" 1851 - 58 гг. Рядом с
обстоятельнейшим исследованием обряда жизни царя и царицы, мы находим здесь исследования о
значении Москвы как вотчинного города, о роли государева дворца, о положении женщины в древней
России (глава об этом вопросе издана отдельно в "Дешевой библиотеке" Суворина ), о влиянии
византийской культуры, о родовой общине. Важное значение имеет развитая Забелиным теория
вотчинного происхождения Московского государства. Продолжением I главы "Домашнего быта русских
царей" является замечательная статья "Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве" ("Вестник
Европы", 1871, No 1 и 2). Вышедшие в 1876 и 1879 гг. два тома "Истории русской жизни с древних
времен" (2-е исправленное издание, т. I,М., 1908; т. II,М., 1912, под редакцией А.В. Орешникова )
представляют начало обширного труда по истории русской культуры. Забелин хотел выяснить все
самобытные основы, "корни и истоки" русской жизни и заимствования ее от финнов, норманов, татар и
немцев, и выявить, изобразить наиболее тонкие и интимные, а также наиболее повседневные стороны и
черты быта и жизни русского народа. Во имя самобытности славян Забелин вооружается против
норманской теории. Он отступает здесь от прежнего своего взгляда на род как на стихийную силу,
пригнетавшую и уничтожавшую личность. Ослабляя значение родоначальника, он говорит, что "отец -
домодержец, выходя из дому и становясь в ряды других домохозяев, становился рядовым братом;
братский род представлял такую общину, где первым и естественным законом жизни было братское
равенство". Сочинение оканчивается водворением христианства (эпоха Владимира и Ярослава ). В книге
"Минин и Пожарский, прямые и кривые в Смутное время" (М., 1883; 4-е изд.,М., 1901), составившейся
из полемических статей против Костомарова , Забелин разбирает причины, смуты и отношения классов в
древнерусском обществе. В Минине и Пожарском он видит национальных героев, "святые образы
всенародного движения". Из ряда статей 50-х и 60-х годов, собранных в 2 томах "Опытов изучения
русских древностей" (1872 - 1873), особенно выдаются: "История и древности Москвы", "Царь Алексей
Михайлович", "Русская личность и русское общество накануне петровской реформы", "Размышления о
современных задачах русской истории и древностей". Интересны также позднейшие статьи: "Взгляд на
Стр.1