Горнфельд (Аркадий Георгиевич) - критик-теоретик. <...> Род. в 1867 г. Окончил курс в Харьковском
университете по юридическому факультету, но вместе с тем изучал на филологическом факультете
теорию словесности под руководством Потебни; позже занимался в Берлине вопросами литературного
творчества под руководством Лацаруса и Гейгера. <...> Журнальную деятельность начал в "Русском
Богатстве", где состоит постоянным сотрудником критического отдела, а последние годы членом
редакции. <...> Принимает также участие в "Журнале для всех", "Восходе" и "Сыне Отечества", где заведует
литературным отделом. <...> В настоящем Словаре написал множество статей об иностранных и русских
писателях и наиболее крупные статьи по вопросам теории словесности (главные - "Поэзия" и "Поэтика"). <...> Шиллера под редакцией С. А. Венгерова ему принадлежат, кроме нескольких переводов,
пояснительные примечания и "пояснительный исторический словарь к художественным произведениям
Шиллера". <...> Главные литературные интересы его - в сфере эстетики. <...> Это, однако, не
та старая эстетика, которая брала на себя направлять творчество писателя и обыкновенно запрещала ему
касаться всего, что выходит за пределы "чистого искусства". <...> Г. занимает эстетика научная, ничего не
предписывающая и только объективно анализирующая. <...> С внешней стороны это как будто воскрешение
старой риторики, потому что автор очень много занимается чисто внешним выражением поэтического
творчества, теми "муками слова", которые неизбежны при всякой формулировке серьезной мысли и
серьезного настроения в сжатой и изящной форме; но в действительности им только выясняется
органическая связь литературного творчества, как явления языка, со всей совокупностью
психологических и социологических основ искусства. <...>
Горнфельд_А._Г..pdf
Горнфельд (Аркадий Георгиевич) - критик-теоретик. Род. в 1867 г. Окончил курс в Харьковском
университете по юридическому факультету, но вместе с тем изучал на филологическом факультете
теорию словесности под руководством Потебни; позже занимался в Берлине вопросами литературного
творчества под руководством Лацаруса и Гейгера.Журнальную деятельность начал в "Русском
Богатстве", где состоит постоянным сотрудником критического отдела, а последние годы членом
редакции. Более крупные его статьи: "Забытый писатель" (Кущевский, 1895, 12); "Критика и
лирика" (1897, 3); "И. И. Дитятин" (1896, 2); "Поль-Луи Курье" (1898, 5 и 6); "Муки Слова" ("Сборн.
Русск. Богатства", 1899), "Памяти Герцена" (1900, 1); "Теория и практика изучения литературы" (1901,
1); "Русские женщины Hекрасова в новом освещении" (1904, 4); "Экспериментальное искусство" (1904,
7). Принимает также участие в "Журнале для всех", "Восходе" и "Сыне Отечества", где заведует
литературным отделом. В настоящем Словаре написал множество статей об иностранных и русских
писателях и наиболее крупные статьи по вопросам теории словесности (главные - "Поэзия" и "Поэтика").
В изд. соч.Шиллера под редакцией С. А. Венгерова ему принадлежат, кроме нескольких переводов,
пояснительные примечания и "пояснительный исторический словарь к художественным произведениям
Шиллера". Г. - критик-аналитик. Главные литературные интересы его - в сфере эстетики. Это, однако, не
та старая эстетика, которая брала на себя направлять творчество писателя и обыкновенно запрещала ему
касаться всего, что выходит за пределы "чистого искусства". Г. занимает эстетика научная, ничего не
предписывающая и только объективно анализирующая. С внешней стороны это как будто воскрешение
старой риторики, потому что автор очень много занимается чисто внешним выражением поэтического
творчества, теми "муками слова", которые неизбежны при всякой формулировке серьезной мысли и
серьезного настроения в сжатой и изящной форме; но в действительности им только выясняется
органическая связь литературного творчества, как явления языка, со всей совокупностью
психологических и социологических основ искусства.
С. В.
Стр.1