Амфитеатров, Александр Валентинович, известный писатель (родился в 1862 году), сын
протоиерея московского Архангельского собора, по матери племянник А.И. Чупрова . Окончил курс
Московского университета по юридическому факультету. Уже студентом принимал деятельное участие в
"Будильнике" и других юмористических изданиях. Готовясь к оперной карьере, по окончании
университета уехал в Италию; оттуда писал корреспонденции в "Русские Ведомости". В конце 1880-х
годов много работал в тифлисском "Новом Обозрении". В начале 1890-х годов А. стал деятельным
сотрудником "Нового Времени" и приобрел известность сначала "московскими", затем воскресными
фельетонами (под псевдонимом Old Gentleman). В 1894 - 96 годах много путешествовал по славянским
землям и корреспонденциями из Болгарии способствовал русско-болгарскому "примирению". В 1899
году, оставив "Новое Время", основал вместе с Дорошевичем и другими газету "Россия", имевшую
огромный успех. В начале 1902 года "Россия" за фельетон А.: "Господа Обмановы" была закрыта, а А.
выслан в Минусинск. Через год он был переведен в Вологду, затем получил разрешение поселиться под
Петербургом. В 1903 году способствовал успеху только что возникшей газеты "Русь", но вскоре, за
статью о "Коноваловской истории", в горном институте, ему была воспрещена литературная
деятельность, а сам он опять был выслан в Вологду. Уехав в "дни свободы" за границу, издавал в Париже
журнал "Красное Знамя", закрывающий ему пока возможность вернуться в Россию. Журналист
плодовитый и отзывчивый, колоритный стилист, А. в публицистической деятельности своей пережил два
фазиса. В период сотрудничества в "Новом Времени" он, по собственному определению, принадлежал к
"умеренно-охранительной группе". В 1897 году поездка в Польшу "сильно поколебала" его доверие к
"охранительству и национализму"; началось охлаждение между ним и "Новым Временем", кончившееся
во время зимних студенческих беспорядков 1899 года разрывом. Период этот стоил А. "мучительного
нравственного перелома". С тех пор его "дорога определилась": он собирается "идти по ней, покуда
жив". В последние годы А. сосредоточился почти исключительно на беллетристике. Он написал длинный
ряд интересных повестей, рассказов и драм, в которых легкость манеры преобладает над художественной
выдержанностью. Замыслы его всегда очень широки. Так, например, в "Восьмидесятниках" и
"Девятидесятниках" он стремился выяснить общественную психологию этих сложных эпох. Под общим
заглавием "Сумерки Божков" автор задумал, по собственным его словам, "написать двенадцать романов,
изображающих ликвидацию русского XIX века в веке XX-м - переломы в искусстве, в семье, в торговле
и т. д.". Всего чаще, однако, эти широкие замыслы быстро переходят на изображение превосходно
изученного автором оперно-театрального мира. Из-за горячей любви к этому миру А. теряет чувство
меры. Гениальные певцы, гениальные композиторы, гениальные оперы, гениальные постановки так и
кишат в романах А. Много в этих изображениях мало прикрытой портретности. Иногда автор вводит
описание реальных лиц и событий 1880-х и 1890-х годов. Из драм А. с большим успехом шла
"Отравленная совесть". Продуктивность А. огромна. Отдельными изданиями вышли: "Людмила
Верховская" (1888), "Случайные рассказы" (1890), "Разбойник Федька" (1892), "Психопаты" (1893), "Сон
и явь" (1893), "Сказка и были" (1893), "Виктория Павловна" (1903; 3-е изд., 1907), "В моих
скитаниях" (1903), "Литературный альбом" (1904 и 1907), "Мария Лусьева" (1904; 3-е изд., 1908),
"Житейская накипь" (1904 и 1905), "Сибирские рассказы" (1904 и 1907), "Бабы и дамы" (1908),
"Издали" (1908), "Красивые сказки" (1908), "Против течения" (литературные статьи, 1908), "Сумерки
Божков" (2 ч., 1909), "Сказочные были" (3-е изд., 1907), "Страна раздора" (балканские впечатления; 2-е
изд., 1907), "Женское настроение" (3-е изд., 1908), "Легенды публициста" (1905), "Курганы" (1905),
"Контуры" (1906), "Сказания времени" (1907), "Македонские евреи" (1907), "Покаяние Филиберта" (1907
и 1908), "Победоносцев" (совместно с Е.В. Аничковым, 1907), "Притчи скептика" (1908),
"Современники" (1908), "Фантастические правды" (1908), "Восьмидесятники" (1907 и 1908; 2 т.),
"Девятидесятники" (1910, 2 ч.), "Старое в новом", "Пять пьес" (1908), "Антики" (1909), "Жарптица"
(1911) и др. Рассказы, запрещенные русской цензурой, появлялись в заграничных изданиях. - Ср.
Венгеров , "Критико-биографический словарь" (т. VI).
С. В.
Стр.1