20
ЭПИСТОЛА I
Сею
эпистолою
предполагается, первое, что есть мир, которого о
бытности основательно сомневаться никто не может и что сей мир благолепотно
устроен. <...> Второе, что в совершенствах его зрятся пределы как превесьма в
сложном и, следовательно, не необходимом, не вечном, и всеконечно таком,
который мог не быть. <...> Третие, что слепый случай, или припадок, как не имеющий
разума и избрания, не мог произвесть состав толь благоучрежденный. <...> Сверьх того, разум наш, понимая бога и творца превечного
и всесовершенного, не зрит никакия прекословныя невозможности в том понятии,
но, напротив того, и сам он собою показывает такого и толикого бога и
целость с порядком всего мира, и в животных пол различный, и, напоследок,
общее согласие всех веков и всех повсюду народов, коль ни разных и друг
другу, коль ни сопротивных во всем прочем, признает преверьховного бога; да
и самая безопасность, в рассуждении будущего века, повелевает лучше верить
<в> бога, нежели не верить. <...> Прокляни, Евсевий, нечестивых слепоту:
Сии, видя мира благостройну лепоту,
Не хотят усмотревать ту ему подавша
И всемощием своим велий свет создавша. <...> Вся тварь возвещает самобытного творца,
Безначальна прежде, суща после без конца;
И в себе того ж всегда, и преудобренна,
Всем владыку, ни чией длани покоренна;
Всяческим подавша естество и бытие,
А собой имуща по вседолгу обое. <...> Всё являет бога, в веществе что купно есть,
Зримо и незримо, коему число сам весть. <...> Верно кажет общий круг мыслей сверьх обширный,
Что зиждитель есть ему и что сей премирный. <...> Не возможет тотчас бога жива не познать,
А безбожных мыслей из среды той не изгнать;
Он понятие в себе божества имеет,
Кое и довольным толь называть он смеет,
Что им познавает совершенств всех существо
50 И что в нем вседолжно бытность купно естество
Заключает потому, что бог есть превечный;
Что как безначальный сей, так и бесконечный,
Что различен с миром, и не то что вещный свет:
Бог простый, мир сложный купно мог <...>
Феоптия.pdf
В. К. Тредиаковский
Феоптия
---------------------------------------------------------------------------В.
К. Тредиаковский. Избранные произведения
"Библиотека поэта". Большая серия.
М.-Л., "Советский писатель", 1963
OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Невидимая
бо его от создания мира
твореньми
помышляема,
видима суть, и
присносущная сила его и божество, во еже быти
им безответным.
К римлянам. Глава 1, ст. 20
ЭПИСТОЛА I
Сею эпистолою предполагается, первое, что есть мир, которого о
бытности основательно сомневаться никто не может и что сей мир благолепотно
устроен. Второе, что в совершенствах его зрятся пределы как превесьма в
сложном и, следовательно, не необходимом, не вечном, и всеконечно таком,
который мог не быть. Третие, что слепый случай, или припадок, как не имеющий
разума и избрания, не мог произвесть состав толь благоучрежденный. Все сие
доказывает,
что сей мир произведен таким существом, которое имеет
бесконечную премудрость, благость и всемогущество: а сие существо и есть то,
что именуется бог. Сверьх того, разум наш, понимая бога и творца превечного
и всесовершенного, не зрит никакия прекословныя невозможности в том понятии,
но, напротив того, и сам он собою
показывает такого и толикого бога и
целость с порядком всего мира, и в животных пол различный, и, напоследок,
общее согласие всех веков и всех повсюду народов, коль ни разных и друг
другу, коль ни сопротивных во всем прочем, признает преверьховного бога; да
и самая безопасность, в рассуждении будущего века, повелевает лучше верить
<в> бога, нежели не верить.
Прокляни, Евсевий, нечестивых слепоту:
Сии, видя мира благостройну лепоту,
Не хотят усмотревать ту ему подавша
И всемощием своим велий свет создавша.
Мрака их храниться не бывай слаб никогда;
Толь безверных мнений пагубна есть тьма всегда.
Виждь и проповедуй зря первое начало:
Следом действия его в бытность всё восстало.
Неисчетны миры по всемудрию бог знал,
10 Но состав сей точно благостию предызбрал.
Всё хранит, всем правит сам: будем же покорны
Изволениям святым, а не богоборны.
Вся тварь возвещает самобытного творца,
Безначальна прежде, суща после без конца;
И в себе того ж всегда, и преудобренна,
Всем владыку, ни чией длани покоренна;
Всяческим подавша естество и бытие,
А собой имуща по вседолгу обое.
Показует нам его сама вещь малейша:
20 Ясность истины сея солнца есть светлейша.
Всё являет бога, в веществе что купно есть,
Зримо и незримо, коему число сам весть.
Верно кажет общий круг мыслей сверьх обширный,
Что зиждитель есть ему и что сей премирный.
Всё его ж являет развиваясь, что цветет
И, приятну зелень различая толь, растет.
Все, что, с чувствием дыша, ходит иль летает,
Ползает, или себя, плавая, питает.
Самый из животных, двусоставный человек,
30 Провождая в мире, миру как бы царь, свой век
Стр.1