В. И. Кондорская.
ТИК (Tieck), Людвиг (31.V.1773, Берлин, -- 28.IV.1853, там же) -- нем. писатель. Сын
ремесленника. В 1792--95 учился в ун-тах в Галле, Эрлангене и Гёттингене. Первое значит. произв. Т. -философ.
роман в письмах "Вильям Ловель" (1795--96); отличаясь экзальтированным умом, его герой
познает все соблазны жизни и совершает при этом преступления. Трехтомный сб. "Народных сказок
Петера Лебрехта" ("VolksmДrchen, herausgegeben von Peter Lebrecht", 1797) -- идеализирующая патриарх.
мир переделка и стилизация ср.-век. "народных книг". Наиболее оригинальны в этом сб. "Удивительная
история любви прекрасной Магелоны и графа Петра Прованского" ("Wundersame Liebesgeschichte der
schЖnen Magelone und des Grafen Peter aus der Provence") -- наивная ср.-век. сказка о верной любви, и
мрачная новелла "Белокурый Экберт" ("Der blonde Eckbert"). В сб. включена "Замечательная историческая
хроника граждан Шильды..." ("Die denkwЭrdige Geschichtschronik der SchildbЭrger..."). Глупцамишильдбюргерами
ср.-век. шванков у Т. оказываются просветители, к-рые пытаются поймать свет
просвещения в мышеловку и провести его в судейскую комнату или исправить воров путем чтения им од.
В 1799--1800 Т. становится членом иенского кружка романтиков. Эстетич. взгляды, изложенные в
философ. романе "Странствования Франца Штернбальда" ("Franz Sternbalds Wanderungen", 1798), навеяны
другом детства Т. -- В. Ваккенродером, после смерти к-рого Т. издал "Фантазии об искусстве для друзей
искусства" ("Phantasien Эber die Kunst fЭr Freunde der Kunst", 1799, рус. пер. под назв. "Об искусстве и
художниках. Размышления отшельника...", 1826). В основе книги лежит тезис Ваккенродера: изящнейший
поток жизни возникает из слияния иск-ва и религии. Самому Т. принадлежат 15-й и 16-й отрывки. В
пьесах "Кот в сапогах" ("Der gestiefelte Kater", 1797, рус. пер. 1916), "Синяя борода" ("Ritter Blaubart",
1797), "Мир наизнанку" ("Die verkehrte Welt", 1799) -- легких сатирах-сказках в стиле комедий К. Гоцци -Т.
иронизирует над бурж. филистерством и феод. миром. Сб. "Романтические поэмы" ("Romantische
Dichtungen") включает пьесу "Жизнь и смерть св. Генофефы" ("Leben und Tod der heiligen Genoveva") и
рассказ "Верный Эккарт и Тангейзер" ("Der getreue Eckart und der TannenhДuser"), использованные
Э. Т. А. Гофманом, Г. Гейне и Р. Вагнером.
В 20-е гг. Т. создал исторические повести "Мятеж в Севеннах" ("Der Aufruhr in den Cevennen",
1826) -- о восстании в 1702--04 во Франции, а также "Молодой столяр" ("Der junge Tischlermeister", 1836) -
- из жизни Л. Камоэнса. В повести "Жизнь поэта" ("Dichterleben", Tl 1--2, 1825--30) Т. противопоставляет
склонным к риторике К. Марло и Р. Грину великого своей простотой У. Шекспира. Новелла "Жизнь
льется через край" ("Des Lebens эberfluß", 1839) пронизана иронией как по отношению к романтич. герою,
так и к окружающей его мещанской среде. Последний роман Т. -- "Виттория Аккоромбона" (1840),
затрагивающий вопрос женской эмансипации, мало интересен. В последние годы жизни Т. был занят
переводами "Дон Кихота"М. Сервантеса и драм Шекспира.
Сочинения:
Werke, Bd 1--3, Lpz. --W., [1892];
Der Geheimnisvolle und andere historische Novellen, [В., 1963];
в рус. пер. -- [Соч.], в кн.: Нем. романтич. повесть, т. 1,М. -- Л., 1935;
в кн.: Гербель Н. В., Нем. поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1877.
Литература:
Гайм Р., Романтич. школа,М., 1891;
Брандес Г., Лит-ра XIX в. в ее главных течениях. Нем. лит-ра, СПБ, 1900;
Жирмунский В. М., Нем. романтизм и совр. мистика, СПБ, 1914;
История нем. лит-ры, т. 3,М., 1966;
Köpke R., L. Tieck, Tl 1--2, Lpz., 1855;
Steiner В., L. Tieck und die VolksbЭcher, В., 1893;
Hienger J., Romantik und Realismus im Spätwerk L. Tiecks, [KЖln], 1955 (Diss.);
Thalmann M., L. Tieck, Bern, [1955].
Источник: Кондорская В. И. Тик // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -М.:
Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 7: "Советская Украина" -- Флиаки. -- 1972. -- Стб. 497--498.
Стр.1