ЭБС вуза: критерии или приоритеты?
от 01 ноября 2012 года
На прошедшем в мае с.г. в Перми Всероссийском библиотечном конгрессе – XVII Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации одним из актуальных вопросов в работе секции библиотек высших учебных заведений стал вопрос об электронно-библиотечных системах (ЭБС), их качестве, критериях оценки ЭБС и значимости этих критериев в реальных потребностях вузов. Выполняя поручение вузовской секции РБА, журнал «Книжная Индустрия» совместно с Центральным коллектором библиотек «БИБКОМ» провел анкетирование вузовских библиотек с просьбой дать экспертную оценку соответствия интегральных характеристик ЭБС вуза обеспеченности образовательного процесса цифровыми информационными ресурсами.
Анкеты были разосланы по сотням вузовских библиотек. Нужно сказать, что, несмотря на летний, отпусково-пляжный период, отклик на анкету получился вполне репрезентативный, за что организаторы благодарят библиотеки-участники. Вопросы в анкете были разбиты на четыре блока. Первые два отражали показатели, приведенные в Приказе МО РФ № 1953 от 5 сентября 2011 г., и касались содержательных и технологических характеристик ЭБС. Следующие два блока сформировались в результате повседневной работы сотрудников ЦКБ «БИБКОМ» с вузовскими библиотеками и деятельности секции высших учебных заведений РБА. Эти блоки призваны были учесть те характеристики, которые не вошли в Приказ, но значимость и важность которых при формировании ЭБС вуза доказала повседневная практика, особенности учебного процесса.
Участникам анкетирования было предложено оценить применяемые в оценке ЭБС характеристики с точки зрения их релевантности процессам обеспечения учащихся цифровыми ресурсами, дать оценку значимости каждой из характеристик и обоснованности ее численного значения. Мы предложили «поставить оценки» данным характеристикам по пятибалльной шкале.
Картина сложилась следующая:
Таблица 1.
№ п/п
|
Наименование характеристики
|
Соответствие показателя процессам обеспечения учащихся цифровыми ресурсами
|
Значимость показателя для оценки обеспеченности учащихся цифровыми ресурсами
|
Обоснованность численного значения показателя
|
Содержательные характеристики
|
1
|
Количество учебников и учебных пособий, изданных за последние 10 лет
|
3,5
|
3,9
|
3,1
|
2
|
Количество научных монографий
|
3,1
|
3,6
|
2,8
|
3
|
Количество журналов из Перечня российских рецензируемых научных журналов
|
3,5
|
3,6
|
3,0
|
4
|
Количество учебников и учебных пособий по основным областям знаний
|
3,5
|
3,5
|
3,0
|
5
|
Количество представленных в ЭБС издательств
|
2,7
|
2,8
|
2,5
|
6
|
Общее число изданий, включенных в ЭБС
|
3,5
|
3,8
|
3,3
|
Технические характеристики
|
1
|
Возможность индивидуального неограниченного доступа к ЭБС из любой точки
|
4,8
|
4,8
|
_
|
2
|
Возможность одновременного индивидуального доступа к ЭБС
|
4,6
|
4,7
|
_
|
3
|
Необходимость регистрации ЭБС в качестве базы данных
|
3,6
|
3,6
|
_
|
4
|
Необходимость регистрации ЭБС в качестве электронного СМИ
|
3,3
|
3,2
|
_
|
5
|
Наличие полнотекстового поиска
|
4,6
|
4,6
|
_
|
6
|
Возможность формирования статистического отчета по пользователям
|
4,6
|
4,6
|
_
|
7
|
Представление изданий с сохранением вида страниц
|
3,9
|
3,8
|
_
|
8
|
Обеспечение доступа к зарубежным периодическим научным изданиям
|
3,7
|
3,9
|
_
|
Цифры в трех последних столбцах представляют собой средние арифметические значения оценок, поставленных участниками опроса. О чем говорят данные цифры? Вполне понятно, что вузовские библиотеки для обеспечения образовательного процесса в первую очередь заинтересованы в наличии учебников и учебных пособий, представленных в ЭБС. В равной мере важна для вузов подписка на «ВАКовские» журналы.
Приятно, что не забыты и научные монографии, хотя оценка значимости этого критерия ниже – 3,1 балла. Тем не менее, поставив этим, казалось бы, основным содержательным нормативам в среднем 3,5 балла (из предложенных 5, обратим на это внимание!), реципиенты приберегли более высокие оценки для технических характеристик.
В этой части анкеты первым по важности и значимости для вузов стал норматив, обеспечивающий возможность индивидуального неограниченного доступа к ЭБС из любой точки, имеющей подключение к сети Интернет, – 4,8 балла.
Далее по значимости идут наличие полнотекстового поиска и возможность формирования статистического отчета по пользователям – 4,6 балла.
Очевидно, столь высокая оценка этих возможностей ЭБС характеризует прежде всего самих сотрудников библиотек, которые заинтересованы в том, чтобы студенты и преподаватели могли пользоваться необходимой литературой в любое время и из любого места, не ограничивая учебно-образовательный процесс, скажем, временем работы библиотеки. Одновременно высокая оценка удаленного доступа и полнотекстового поиска подтверждает выводы более широких социологических исследований, утверждающих, что молодое поколение «ушло в цифру», что читать учебную, научную, справочную литературу удобнее на электронных носителях. И наконец, полученные данные могут свидетельствовать и в пользу менее оптимистичного социологического вывода: библиотеки теряют один из краеугольных камней своей деятельности – падает посещаемость. Теперь эту функцию берет на себя Интернет. А вот количественный показатель издательств, включивших в ЭБС свои издания, библиотеки волнует мало – 2,7 балла. Это самый низкий показатель из всех пунктов анкеты, и это объяснимо. По ответам реципиентов, приведенных в двух последних разделах, мы получим этому объяснение.
Приятно отметить, что достаточно высокие баллы получили характеристики обеспечения доступа к зарубежным периодическим научным изданиям. Это тоже показатель качественно новой работы учреждений высшего профессионального образования, когда иностранные языки уже не являются препятствием в работе с зарубежными базами данных, а наши будущие ученые вместе с преподавателями стремятся оставаться на острие развития мировой научной мысли.
Понятны относительно высокие оценки критерия, требующего представления в ЭБС изданий с сохранением вида страниц, – так привычнее и удобнее работать с учебным материалом, да и психологическая составляющая очевидна: в руках учебник, пусть даже и на гаджете.
Стоит особо остановиться на необходимости регистрации ЭБС в качестве электронного СМИ.
Значимость этой характеристики оценена вузами не слишком высоко: 3,2 балла. Очевидно, это объясняется тем, что не все реципиенты понимают, что именно кроется за этим требованием. Имеет смысл дополнительно разъяснить аудитории этот пункт: за ним – и подтверждение «серьезных намерений» платформы, размещающей полнотекстовые документы, и ее надежность, и степень ответственности за эти документы (речь может идти о ряде требований ограничительного характера, которые предъявляют административные органы к СМИ).
Но есть еще один момент, похоже, выпавший из поля зрения опрашиваемой аудитории: эта характеристика открывает автору дополнительную и очень важную возможность опубликовать новые документы, не имеющие бумажных аналогов, присвоив этим документам статус электронной публикации. В меняющейся технологической парадигме книжного рынка, когда электронные форматы постепенно вытесняют бумажные, значимость данной услуги трудно переоценить.
Но это все касается лишь первой части анкеты. Есть критерий – значит, ему должна быть дана оценка.
Любопытно другое. Двухгодичная практика работы вузов с ЭБС позволила вузовским библиотекам сформулировать свои, дополнительные характеристики, которые не учтены в Приказе, но которые реципиенты по той же пятибалльной шкале ставят, похоже, даже выше учтенных.
Так что же не учли, по мнению вузов, разработчики?
Приведем табличные данные.
Таблица 2.
№ п\п
|
Наименование характеристики
|
Соответствие (релевантность) требования
|
Значимость требования
|
1
|
Учет использования в ЭБС литературы согласно профильной/отраслевой направленности вуза
|
4,6
|
4,6
|
2
|
Учет использования трудов профессорско-преподавательского со- става вуза и служебных произведений
|
4,4
|
4,4
|
3
|
Возможность объединенного полно- текстового поиска по документам раз- личных ресурсов в составе ЭБС
|
4,3
|
4,4
|
4
|
Минимальные требования к расширен- ному и контекстному поиску контента в ЭБС
|
3,5
|
3,6
|
5
|
Возможность скачивания документов из ЭБС для работы в оффлайне
|
4,2
|
4,3
|
6
|
Требования по использованию мульти- медийного контента в составе ЭБС
|
4,0
|
4,0
|
7
|
Возможность интеграции с существу- ющими АБИС вуза
|
4,3
|
4,2
|
8
|
Наличие пользовательских сервисов для учебного процесса в ЭБС
|
4,1
|
4,1
|
9
|
Наличие модуля лицензионно- договорной работы с правооблада- телями для включения в ЭБС трудов профессорско-преподавательского состава вуза и использования служеб- ных произведений
|
4,3
|
4,2
|
10
|
Взаимодействие с системами корпора- тивной каталогизации (СКБР, «Либнет», «Арбикон», ЭКБСОН и др.)
|
3,0
|
3,4
|
Таким образом, на первые позиции выходят:
• профильность состава ЭБС;
• учет использования трудов своего про фес сорско-преподавательского состава;
• возможность объединенного поиска по документам различных ресурсов;
• возможность скачивания документов;
• наличие модуля лицензионно-договорной работы с правообладателями;
• возможность интеграции с АБИС вуза;
• использование мультимедийного контента.
Нужно признать, весьма значимые и веские «упущения» разработчиков!
Именно эта, дополнительная часть анкеты объясняет, почему количественный показатель издательств, включенных в ЭБС, не так важен для практикующей вузовской библиотеки и ее читателей.
Издателей, несмотря на кризис в отрасли, все еще тысячи, количественный показатель по названиям тоже растет, однако не секрет, что издатели перепрофилируются, меняется концептуальная схема их деятельности, падают тиражи учебной и научной литературы. А поэтому вузу важна профильность включенного в ЭБС учебного и научного материала (4,6 балла). Кстати, представители вузов говорят об этом на всех мероприятиях, объединяющих их с издателями и агрегаторами. Видимо, разработчикам требований пора бы их услышать.
И, конечно же, очень важный момент – учет использования трудов профессорско-преподавательского состава вуза и служебных произведений (4,4 балла). Невероятно, что этот норматив не вошел в перечень основных с самого начала. Казалось бы, известно, что и в культуре, и в науке основные открытия нередко случаются именно в регионах, там представлен значительный научный, культурный, образовательный потенциал. И без доступа – общероссийского! – к наработкам специалистов из самых различных регионов невозможно поступательное развитие многих отраслей знаний.
Более того, именно Интернет, возможность удаленного доступа к любому документу, легально размещенному в сети, и прежде всего к результатам региональных научных исследований может стать одним из основных достоинств существующих и будущих электронно-библиотечных систем.
В этом ряду объяснима высокая оценка такой характеристики, как наличие модуля лицензионно-договорной работы с правообладателями для включения в ЭБС трудов профессорско-преподавательского состава вуза и использования служебных произведений – 4,4 балла. Приятно сознавать, что правообладатели в целом стали понимать важность правовой чистоты размещенных в Интернете документов и начали к этому стремиться. Кстати, этот пункт как раз полностью отвечает и административным установкам по созданию вузами собственных электронно-библиотечных систем.
Понятны потребности вузов в возможностях объединенного поиска по документам различных ресурсов, возможность скачивания документа, интеграция с АБИС вуза. Это те моменты, которые ускоряют и облегчают работу с электронными документами, высвобождают время, превращают электронный ресурс в «дружественный». Итак, сложился весьма значимый, продуманный – если не выстраданный – список именно того, чего недостает вузу в современных ЭБС.
Приведенные в этом материале данные, на наш взгляд, крайне важны, поскольку они отражают результат реальной практики учебного заведения, его потребности и проблемы, с которыми вуз сталкивается. Более того, вузы, библиотеки, преподаватели, активно приобретающие и тестирующие ЭБС, постоянно возвращаются к этой теме на специализированных мероприятиях, пишут в профессиональной прессе, обсуждают в профессиональных блогах, отмечая недостатки как содержательного плана, так и проблемы существующих ЭБС по степени значимости. Попробуем отразить эти проблемные поля на рис. 1.
Рисунок 1.
Качественная ЭБС сегодня – это сложный структурированный ресурс, состав которого может быть представлен следующей диаграммой (рис. 2).
Рисунок 2.
Итак, подведем итоги проведенного исследования.
Изучив данные, полученные от российских вузов и использованные в данном материале, всем участникам книжно-библиотечного сообщества, и в первую очередь разработчикам нормативов, имеет смысл подумать, как учесть эти практические выводы и наработки в дальнейшей работе по усовершенствованию «Лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса».
Секция библиотек высших учебных заведений РБА предполагает учитывать полученные при анкетировании данные в своих перспективных планах работы, а также подготовить совместно со всеми заинтересованными сторонами свои предложения в Министерство образования РФ.
Ефремов П.В.,
Панкова А.Н.,
руководители проекта «Контекстум»
Данная статья опубликована в журнале "Книжная индустрия". Июль, 2012 год.
Назад в раздел новостей