Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635836)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина

0   0
Первый авторНазаренко
Издательство[Б.и.]
Страниц83
ID9975
Аннотация"О творчестве автора (Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович). (""История одного города"", ""Господа Головлевы"", ""Сказки"")"
Кому рекомендованоО творчестве автора
Назаренко, М. Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина : Очерк / М. Назаренко .— : [Б.и.], 2002 .— 83 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/9975 (дата обращения: 16.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История одного города" и городской текст русской литературы: мифопоэтический аспект <...> Авторский миф в романе "Господа Головлевы" Глава 3. <...> Более того, если бы автор знал, какие книги и статьи появятся в ближайшие годы, то, вероятно, "Мифопоэтика Щедрина" и вовсе не была бы написана. <...> Я не смог бы остановиться, если бы продолжал пополнять "Мифопоэтику Щедрина" дальнейшей дискуссией с коллегами. <...> Так, лишь на днях мне попал в руки "Щедринский сборник" (Тверь, 2001), где напечатаны, в частности, интересные статьи В.Ш.Кривоноса об архетипических образах и мотивах в "Господах Головлевых" и С.Ю.Николаевой о древнерусских мотивах в ранних сказках Щедрина. <...> 30 сентября 2002 года ВВЕДЕНИЕ Творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина в последние годы вновь привлекает внимание исследователей. <...> Решение этих вопросов становится возможным при анализе мифопоэтики щедринской прозы - и прежде всего главных произведений писателя: "Истории одного города" (ИОГ) и "Господ Головлевых" (ГГ) и "Сказок". <...> [1] - Цитаты из сочинений Салтыкова-Щедрина, кроме особо оговоренных случаев, приводятся по изданию: [Салтыков-Щедрин 1965-1977]. <...> До сих пор литературоведами не был произведен комплексный мифопоэтический анализ творчества Щедрина. <...> По вполне понятным причинам советское щедриноведение было ограничено в своих методах и выводах. <...> Для нас представляют интерес работы, посвященные частным аспектам текста ИОГ, принадлежащие, в частности, Г.В.Иванову [1957]. <...> Этот же исследователь составил лучший из существующих комментариев к ИОГ в Собрании сочинений Щедрина (отчасти сохранил свое значение и предыдущий, написанный Б.М.Эйхенбаумом [1969]). <...> Прорыв в щедриноведении состоялся только в конце 1960-х гг., когда Д.С.Лихачев посвятил ИОГ специальную главу "Поэтики древнерусской литературы" (первое изд. <...> В конце 1970-х гг. были сделаны первые шаги в изучении мифологических мотивов ИОГ - прежде всего космологических и религиозных. <...> Б.В.Кондаков [1993] показал, как Щедрин <...>
Мифопоэтика_М.Е.Салтыкова-Щедрина.pdf
МИХАИЛ НАЗАРЕНКО МИФОПОЭТИКА М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА ("ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА", "ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ", "СКАЗКИ") Киев - 2002 (c)М.Назаренко, 2002 Текст публикуется с разрешения автора Оригинал здесь: Страница Михаила Назаренко. СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. "История одного города" и городской текст русской литературы: мифопоэтический аспект 1.1. Историческая концепция Щедрина 1.2. Историография Щедрина: интертекстуальные связи 1.3. Космогония Глупова 1.4. "Главнейшие свойства" глуповского мира 1.5. Эсхатология "Истории одного города" Глава 2. Авторский миф в романе "Господа Головлевы" Глава 3.Миропорядок "Сказок" Заключение Литература Библиография опубликованных фрагментов диссертации Моим родителям ПРЕДИСЛОВИЕ Работа над предлагаемым вниманию читателя исследованием началась осенью 1996 года, когда автор-третьекурсник еще не имел ни малейшего представления о состоянии дел в современном щедриноведении. Более того, если бы автор знал, какие книги и статьи появятся в ближайшие годы, то, вероятно, "Мифопоэтика Щедрина" и вовсе не была бы написана. Тем не менее, основные положения диссертации были сформулированы мною независимо от исследователей конца 1980-х - 1990-х годов; читая их труды, я испытывал, с одной стороны, удовлетворение от того, что не одинок в своих выводах, с другой же - понятную досаду. В тексте работы я старался отделить свои наблюдения и выводы от тех, что сделаны моими предшественниками. Последняя точка в диссертации была поставлена весной 2002 года. Я не смог бы остановиться, если бы продолжал пополнять "Мифопоэтику Щедрина" дальнейшей дискуссией с коллегами. Так, лишь на днях мне попал в руки "Щедринский сборник" (Тверь, 2001), где напечатаны, в частности, интересные статьи В.Ш.Кривоноса об архетипических образах и мотивах в "Господах Головлевых" и С.Ю.Николаевой о древнерусских мотивах в ранних сказках Щедрина. Некоторые исследования остались мне недоступными. Текст работы несколько сокращен по сравнению с "официальной" версией - за счет ритуальных формул и повторов. Если выводы в конце каждой главы действительно необходимы, это означает лишь
Стр.1