Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: об авторе
--------------------------------------------------------------OCR:
Народная Библиотека Максима Горького
--------------------------------------------------------------Салтыков
(Михаил Евграфович) - знаменитый русский писатель. Родился 15
января 1826 г. в старой дворянской
семье, в имении родителей, селе
Спас-Угол, Калязинского уезда Тверской губернии. Хотя в примечании к
"Пошехонской старине" С. и просил не смешивать его с личностью Никанора
Затрапезного, от имени которого ведется рассказ, но полнейшее сходство
многого, сообщаемого о Затрапезном, с несомненными фактами жизни С.
позволяет предполагать,
что
"Пошехонская старина"
имеет отчасти
автобиографический характер. Первым учителем С. был крепостной человек его
родителей, живописец Павел; потом с ним занимались старшая его сестра,
священник соседнего села,
гувернантка и студент московской духовной
академии. Десяти лет от роду он поступил в московский дворянский институт
(нечто в роде гимназии, с пансионом), а два года спустя был переведен, как
один из отличнейших учеников, казеннокоштным воспитанником в Царскосельский
(позже - Александровский) лицей. В 1844 г. окончил курс по второму разряду
(т. е. с чином X-го класса), семнадцатым из двадцати двух учеников, потому
что поведение его аттестовалось не более как "довольно хорошим": к обычным
школьным проступкам ("грубость", куренье, небрежность в одежде) у него
присоединялось писание стихов "неодобрительного" содержания. В лицее, под
влиянием свежих еще тогда пушкинских
преданий, каждый курс имел своего
поэта; в XIII-м курсе эту роль играл С. Несколько его стихотворений было
помещено в "Библиотеке для Чтения" 1841 и 1842 гг., когда он был еще
лицеистом; другие, напечатанные в "Современнике" (ред. Плетнева) 1844 и 1845
гг., написаны им также еще в лицее (все эти стихотворения перепечатаны в
"Материалах для биографии М.Е. Салтыкова", приложенных к полному собранию
его сочинений). Ни одно из стихотворений С. (отчасти переводных, отчасти
оригинальных) не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже
уступают более ранним. С. скоро понял что у него нет призваны к поэзии,
перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали. И в этих
ученических упражнениях, однако, чувствуется искреннее настроение, большей
частью грустное, меланхолическое (у тогдашних знакомых С. слыл под именем
"мрачного лицеиста"). В августе 1844 г. С. был зачислен на службу в
канцелярию военного министра и только через два года получил там первое
штатное место - помощника секретаря. Литература уже тогда занимала его
гораздо больше, чем служба: он но только много читал,
увлекаясь в
особенности Ж. Зандом и французскими социалистами (блестящая картина этого
увлечения нарисована им, тридцать лет спустя, в четвертой главе сборника:
"За рубежом"), но и писал- сначала небольшие библиографические заметки (в
"Отечественных Записках" 1847 г.), а потом повести: "Противоречия" (там же,
ноябрь 1847) и "Запутанное дело" (март 1848). Уже в библиографических
заметках, не смотря на маловажность книг, по поводу которых они написаны,
проглядывает образ мыслей автора-его отвращение к рутине, к прописной
морали, к крепостному праву; местами
юмора. В первой повести С.,
попадаются и блестки насмешливого
которую он никогда впоследствии не
перепечатывал, звучит, сдавленно и глухо, та самая тема, на которую были
написаны ранние романы Ж. Занда: признание прав жизни и страсти. Герой
повести, Нагибин - человек обессиленный тепличным воспитанием и беззащитный
против влияний среды, против "мелочей жизни". Страх перед этими мелочами и
тогда, и позже (см. напр. "Дорога", в "Губернских Очерках") был знаком,
по-видимому, и самому С. - но у него это был тот страх, который служит
источником борьбы, а не уныния. В Нагибине отразился, таким образом, только
один небольшой уголок внутренней жизни автора. Другое действующее лицо
романа-"женщина-кулак", Крошина - напоминает Анну Павловну Затрапезную из
"Пошехонской старины", т. е. навеяно, вероятно, семейными воспоминаниями С.
Гораздо крупнее "Запутанное дело"
(перепеч. в "Невинных рассказах"),
написанное под сильным влиянием "Шинели", может быть и "Бедных людей", но
заключающее в себе несколько замечательных страниц (напр. изображение
пирамиды из человеческий тел, которая
снится Мичулину). "Россия" - так
размышляет герой повести - "государство обширное, обильное и богатое; да
человек-то глуп,
мрет себе с голоду в обильном государстве".
"Жизнь-лотерея", подсказывает ему привычный взгляд, завещанный ему отцом;
"оно так - отвечает какой-то недоброжелательный голос, - но почему же она
лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью"? Несколькими месяцами раньше
Стр.1