САЛОВ, Илья Александрович [6(18).IV.1834, Пенза -- 24.XII.1902 (6.I.1903), Саратов] -- прозаик,
драматург. Детство С. прошло неподалеку от Пензы в родовом имении отца Никольском, расположенном
в живописном уголке Поволжья. Мальчик рано полюбил природу, научился зорко вглядываться, чутко
вслушиваться в краски и звуки окружающего мира. Начиная с первого рассказа 15-летнего С. "Забытая
усадьба", картины природы, написанные точно и поэтично, станут неотъемлемой частью его
произведений. Пяти лет С. лишился отца. В доме своего опекуна А. Тучкова он часто встречал Н. П.
Огарева, к которому проникся симпатией и запомнил навсегда. Учился С. в Пензенской гимназии, где
большое влияние на него оказал учитель словесности Е. К. Руммель, первым внушивший любовь к
русской реалистической литературе, "научивший отличать хорошее от дурного" (Умчавшиеся годы //
Русская мысль,-- 1897.-- No 7.-- С. 17--18). После того как учитель прочитал на уроках произведения
молодого И. С. Тургенева и "объяснил его красоты, мы как-то невольно сами собой отстали от
Марлинского" (Там же). В С. рано пробудилась страсть к театру и литературе. Во время каникул он
пропадал в Пензенском театре и даже участвовал в массовых сценах. Уже в 5-м классе написал повесть
"Дядюшка и племянник" и рассказ "Забытая усадьба". Однако закончить гимназию С. не пришлось. Летом
1850 г. страшный пожар уничтожил Никольское и привел семью к разорению. В поисках средств к жизни
С. уехал в Москву, где ему удалось поступить на службу в канцелярию Московского губернатора И. В.
Капниста. Служба была связана с многочисленными поездками по губернии, но занятия С. литературой
продолжались. Следуя примеру товарищей по канцелярии, С. переводил модные французские пьесы.
Мелодрама "Нищая" О. Анисе-Буржуа и М. Массона, переведенная совместно с С. Родиславским, в 1854
г. была поставлена на сцене Малого театра и имела шумный успех. В том же году С. написал и издал за
свой счет две еще очень незрелые собственные пьесы "Битва под Ахалцихом" и "Харитон". В 1858--1859
гг. одно за другим печатаются произведения С.: повесть "Пушиловский регент" и рассказ "Забытая
усадьба" ("Русский вестник"), рассказы "Лесник" ("Современник"), "Мертвое тело" ("Отечественные
записки"). Написанные под ощутимым влиянием тургеневских "Записок охотника", эти произведения
проникнуты осуждением крепостнических отношений, искренним сочувствием к "маленьким людям" -жертвам
социального гнета.
Уже в первых рассказах и повестях С. проявились характерные особенности его таланта: острая
наблюдательность, сочное бытоописание, достоверное, нередко фотографически точное, на не
бесстрастное изображение характеров и событий. По признанию писателя, он сознательно стремился
"списывать с натуры", "не сочинять ни фабул, ни действующих лиц", рисовать только то, что "близко
видел", предоставляя читателю делать выводы и обобщения (Умчавшиеся годы // Исторический вестник.-1906.--
No X.-- С. 183). Подчас увлечение С. "зарисовками с натуры" шло в ущерб глубине анализа.
Трезвый реалист в изображении социальных конфликтов, он нередко мелодраматичен, рисуя личные,
любовные отношения героев, играющие, впрочем, второстепенную роль в его сюжетах. Прекрасные
гармоничные пейзажи в композиции произведений С.-- не только фон действия, но также средство
философского осмысления мира. Как правило, сразу после описания мрачных картин человеческой жизни
С. спешит распахнуть перед читателем пронизанное солнцем и светом раздолье лесов и степей, вселить в
него бодрость, напоить гармонией и красотой вольного мира.
В 1864 г. в журнале бр. Достоевских "Время" был напечатан большой роман С. "Бутузка",
проникнутый пафосом осуждения недавнего крепостнического прошлого. Реалистически полнокровно
обрисован в романе образ старой барыни -- Аксиньи Максимовны, в которой нежная любовь к животным
и птицам, трогательная забота о бедном племяннике уживаются с звериной жестокостью по отношению к
крепостным. Произведения С. конца 50 -- нач. 60 гг. органично вошли в русло демократической,
антикрепостнической литературы.
После создания "Бутузки" в творчестве писателя наступил длительный перерыв. В середине 60 гг.
он вышел в отставку, женился, два года прожил с женой за границей (в Германии, Франции и Италии).
Возвратившись в Россию, навсегда поселился в Саратовской губ. В течение десяти лет исполняя
должность сельского мирового судьи, затем земского начальника, С. находился в гуще событий,
связанных с бурным наступлением капитализма: расслоением и обнищанием деревни, разорением
"дворянских гнезд", наступлением буржуазных хищников.
Накопив огромный материал жизненных наблюдений, С. в середине 70 гг. вновь обратился к
художественному творчеству. Рассказы, присланные им в "Отечественные записки", были с одобрением
приняты редактором журнала М. Е. Салтыковым-Щедриным. Последний неоднократно обращался к С. с
просьбой о присылке новых произведений. "...Редакция весьма ценит Ваше участие в журнале",-- писал он
С. в июне 1879 г. (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т.-- М., 1976.-- Т. 19.-- Кн. I.-- С. 104). Время
сотрудничества в "Отечественных записках" -- самый плодотворный период творчества писателя. С 1877
по 1883 г. на страницах журнала появились четырнадцать его рассказов и повестей, в том числе:
"Мельница купца Чесалкина" (1877), "Грызуны" (1878), "Аспид" (1879), "Арендатор" (1879),
"Паук" (1880), "Соловьятники", "Ольшанский молодой барин" (1881), "Николай Суетной" (1881), "Мелкие
Стр.1