Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 468702)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия». Статья и публикация текста (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Страниц19
ID995
АннотацияЧудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к трём «основным», которые являются ровесниками самой Божией Матери. Икона написана евангелистом Лукой. Увидев своё изображение на этих первых иконах, Пресвятая Богородица пророчески сказала: «Благодать Рождьшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет». Эта икона была послана святым евангелистом Лукой в свой родной город Антиохию, к правителю города Феофилу, который принял святое крещение и веру Христову. Впоследствии икона была перенесена в Иерусалим.
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия». Статья и публикация текста / В.М. Кириллин .— 2005 .— 19 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. В. М. Кириллин СКАЗАНИЕ О ТИХВИНСКОЙ ИКОНЕ БОГОМАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Тихвинская является одной из самых чтимых в Русской Православной Церкви святынь1. <...> С тех пор на Руси слава об этой иконе неуклонно росла; множились благодеяния людям болезным и несчастным, утесняемым и угнетенным, подаваемые через нее Пречистой Заступницей за род христианский2; распространялись списки с чудотворного образа и сами прославлялись как чудотворные3; воздвигались храмы в честь любимой святыни4; предание о ней наполнялось все новыми историческими подробностями. <...> В конце XV века были впервые записаны изустные известия о чудесном явлении иконы; в течение XVI столетия она стала повсеместно почитаемой на Руси святыней, история ее «явления» неоднократно перерабатывалась литературно, так что возникли, по крайней мере, 8 версий «Сказания» о ней5, распространявшиеся в большом числе рукописных копий (А6, Б7, В8, Г9, Д10, Е11, Ж12, З13), и даже попала в общерусское летописание в частности, в Воскресенскую летопись и в Лицевой летописный свод (Л)14; в XVII веке появились уже объемные книги, в которых ансамблево объединены были разные жанровые формы прославления чудотворной иконы и осмысления ее духовного значения для Русского государства, Церкви и православного народа: историкоповествовательная, риторико-поэтическая, гимнографическая, художественно-изобразительная15. <...> С середины XIX века Тихвинский образ Пресвятой Богоматери и его история как феномены литературы, искусства и духовной жизни русского народа оказываются вовлеченными в сферу многообразных интересов ученых филологов, историков, искусствоведов, причем и отечественных, и зарубежных16. <...> Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. <...> Сказание о чудотворной иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Тихвинской» и о различных чудесах её. <...> Составлено по рукописи XVII столетия, хранящейся в Тихвинском монастыре. <...> Древняя история Тихвинской <...>
Сказание_о_Тихвинской_иконе_Богоматери_«Одигитрия»._Статья_и_публикация_текста.pdf
В. М. Кириллин В. М. Кириллин СКАЗАНИЕ О ТИХВИНСКОЙ ИКОНЕ БОГОМАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Тихвинская является одной из самых чтимых в Русской Православной Церкви святынь1 . Начало ее почитания как чудотворной относится к концу XIV века и связано с ее чудесным шествием по воздуху и явлением народу в Новгородской земле. С тех пор на Руси слава об этой иконе неуклонно росла; множились благодеяния людям – болезным и несчастным, утесняемым и угнетенным, подаваемые через нее Пречистой Заступницей за род христианский2 воздвигались храмы в честь любимой святыни4 ; распространялись списки с чудотворного образа и сами прославлялись как чудотворные3 ; предание о ней наполнялось все новыми историческими ; подробностями. В конце XV века были впервые записаны изустные известия о чудесном явлении иконы; в течение XVI столетия она стала повсеместно почитаемой на Руси святыней, история ее «явления» неоднократно перерабатывалась литературно, так что возникли, по крайней мере, 8 версий «Сказания» о ней5 Æ12 , распространявшиеся в большом числе рукописных копий (А6 ), и даже попала в общерусское летописание – в частности, в Воскресенскую летопись и в Лицевой летописный свод (Л)14 , Ç13 ; в XVII веке появились уже объемные книги, в которых ансамблево объединены были разные жанровые формы прославления чудотворной иконы и осмысления ее духовного значения для Русского государства, Церкви и православного народа: историкоповествовательная, риторико-поэтическая, гимнографическая, художественно-изобразительная15 . С середины XIX века Тихвинский образ Пресвятой Богоматери и его история как феномены литературы, искусства и духовной жизни русского народа оказываются вовлеченными в сферу многообразных интересов ученых филологов, историков, искусствоведов, причем и отечественных, и зарубежных16 1 ïðîò. È. Áóõàðåâ. Ì., 1994. Ñ. 79–87; Киселев À. À. Чудотворные иконы Божией Матери в русской èñòîðèè. Ì., 1992). 2 чудесах е¸. Составлено по рукописи XVII столетия, хранящейся в Тихвинском монастыре. Киев, 1912. 3 ÑÏá., 1864. 4 Кириллин В. М. Текстологический анализ ранних редакций «Сказания о Тихвинской Одигитрии» // Литература Древней Ðóñè: Источниковедение. Ë., 1988. Ñ. 129–143; Он æå. Литературная судьба «Ñêàçàíèÿ о Тихвинской Одигитрии» до исхода 5 XVI столетия // Исследования книжных памятников. Èñòîðèÿ. Филология. Источниковедение. Ì., 2000. Ñ. 71–108. 6 Одигитрии» // Книжные центры Древней Руси XI–XVI â.: Разные аспекты исследования. ÑÏá., 1991. Ñ. 214–217). 7 10 11 Текст опубликован с разночтениями по известным спискам (Кириллин В. М. Первоначальные редакции «Сказания о Тихвинской Текст опубликован с разночтениями по известным спискам (Там же. С. 217–219). 8 Основной ñïèñîê: ÐÃÁ. Ô. 310. ¹ 578. В 8-þ äîëþ. Полуустав. 2-ÿ половина XVI â. Ë. 141–148 îá. 9 Основной ñïèñîê: ÃÈÌ. Синодальное ñîáð. ¹ 944/1192. В 4-þ äîëþ. Полуустав. 2-ÿ половина XVI â. Ë. 35–41. Основной ñïèñîê: ÐÍÁ. Ñîáð. Кирилло-Белозерского монастыря. ¹ 83/1160. В 8-þ äîëþ. Полуустав. XVI–XVII â. Ë. 241–252 îá. Списки и текст см. ниже. 12 Основной ñïèñîê: ÐÍÁ. Основное ñîáð. русских рукописных êíèã. Q.1.1133. В 4-þ äîëþ. Полуустав. Середина XVI â. Ë. 38 îá.–54. 13 Основной ñïèñîê: ÐÍÁ. Ñîáð. Софийской библиотеки. ¹ 1449. В 4-þ äîëþ. Полуустав. 1602 ã. Ë. 544 îá.–560 îá. 14 ÏÑÐË. ÑÏá., 1859. Ò. VIII. Ñ. 48; ÏÑÐË. ÑÏá., 1897. Ò. XI. Ñ. 83. Ñì. òàêæå: Целепи Ë. Í., Успенский Â. Летописное Ñì. íàïðèìåð: [Èðîäèîí Ñåðãååâ]. Сказание о чудесах Тихвинской иконы Богородицы / ÎËÄÏ. ÑÏá., 1892. Ò. 101 (Литография рукописи XVII â.); [Èðîäèîí Ñåðãååâ]. Книга о Тихвинской Богоматери. ÃÈÌ. Ñîáð. À. Ñ. Óâàðîâà. ¹ 804/ сказание о явлении иконы Богоматери, иже в Тихвине. Выписка из лицевого Царственного летописца. СПб., 1903. 15 1259. 1695. 422 ë. (ðóêîïèñü). 16 Буслаев Ô. È. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. ÑÏá., 1861. Ò. II. Ñ. 269–278; Буслаев Ô. È. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001. С. 225–233; Гудзий Н. К. История древней русской литературы. 3-å èçä. Ì., 1945. Ñ. 279–280; Иванова È. À. Икона Тихвинской Богоматери // ÒÎÄÐË. Ì.; Ë., 1966. Ò. 22. Ñ. 419–436; Она æå. Летописные сведения об иконе «Богоматерь Тихвинская» // ÒÎÄÐË. Ë., 1969. Ò. 24. Ñ. 242–244; Jaaskinen A. The Icon of the Virgin of Tikhvin: A stady of the Tikhvin monastery palladium in the hodegetria tradition. Helsinki, 1976; Кириллин Â. Ì. «Сказание о Тихвинской Одигитрии» в общественно-политической и культурной жизни Руси конца XV – начала XVI века // Герменевтика древнерусской литературы XI–XVI âåêà. Ì., 1989. Ñá. 1. Ñ. 368–406; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen. Наряду с чудотворными иконами Божией Матери «Владимирской», «Смоленской», «Феодоровской-Костромской», «КурскойКоренной», «Донской», «Казанской» и др. (Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения / Сост. Ильинский М. Сказание о чудотворной иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Тихвинской» и о различных О чудотворно-явленной Тихвинской иконе Богоматери и о замечательных с не¸ списках. С литограф. изображением иконы. Борин В. М. Древняя история Тихвинской иконы Богоматери и храмосоздательство в честь е¸. М., 1902. , Á7 , Â8 , Ã9 , Ä10 , Å11 , 102
Стр.1