Есть много прелести в дыханьи ранних гроз... <...> Биографические
сведения
о
поэте Сергее Александровиче Сафонове
немногочисленны. <...> Незадолго до
выхода в свет его первого сборника стихотворений в "Петербургской жизни"
появилась краткая шутливая характеристика С. А. Сафонова-Скавронского,
наиболее вероятным автором которой был он сам: "Вооружен бичом сатиры и
лирою поэта-декадента. <...> Сафонов действительно перепробовал разные занятия, умел
фехтовать, так как учился в московской Военной гимназии, однако досрочно
вышел из нее, увлекся театром, "играл на сцене, на рояли и на мирлистоне" и,
наподобие Аркадия Счастливцева (из "Леса" Островского), скитался из Вологды
в Керчь и из Керчи в Вологду. <...> Но театральную карьеру Сафонов прервал довольно скоро, сменив ее на
литературный промысел, начатый, кстати, в том самом журнале, где прославился
Антоша Чехонте. <...> Сам автор хорошо знал цену этой литературе, пользовавшейся
неизменным
спросом
российского
обывателя,
однако считал, что "тот
романист, который взял бы на себя неблагодарную роль исправлять литературные
вкусы толпы и отнесся бы с презрением к бульварному фельетону, низводящему
литературное творчество до степени портняжного мастерства, рисковал бы двумя
вещами: или его не стали бы читать, или... не стали бы печатать! <...> }
С.
А.
Сафонов
не
упускал
случая
высказаться с насмешкой о
прозаических обстоятельствах, связанных с законами буржуазного литературного
рынка. <...> Свои фельетоны Сафонов подписывал псевдонимом "Сергей Печорин". <...> Верлена на русский язык;
{Петр Быков вспоминал, что еще будучи совсем молодым человеком С. А. Сафонов
"выказывал
большую
начитанность
и
знакомство
с западноевропейской
литературой". <...> П. П. Перцов, включивший
Сафонова в первый сборник новых течений современной поэзии ("Молодая
поээия", 1895), считал его "фофановцем": "Из фофановцев самыми талантливыми
были Сафонов, Червинский и Шестаков. <...> Сколько раз в горькие дни житейской
осени таскались мы с бедной <...>
Стихотворения.pdf
С. А. Сафонов
Стихотворения
---------------------------------------------------------------------------Поэты
1880-1890-х годов.
Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание
Л., "Советский писатель".
Составление, подготовка текста, биографические справки и примечания
Л. К. Долгополова и Л. А. Николаевой
OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Содержание
Биографическая
справка
448. Ночь ("Темнее ночь - и думы всё темнее...")
449. "Быть может, грусть моя когда-нибудь пройдет..."
450. "Молчи, душа, молчи!.. О чем твоя тревога?.
451. "Мир объемлет трепет страсти..."
452. "Ночь потоком голубого света..."
453. Поэту наших дней..
454. "Как вы мертвы, образы и звуки!.."
455. "Есть много прелести в дыханьи ранних гроз..."
456. "Смотри кругом: печален наш рассвет..."
457. Из "Венецианского альбома". ("Сегодня тих, но сумрачен залив...")
458. "Мы встретились с тобой... Ты много говорила..."
459. Вдохновение
460. "Это было давно... Я не помню, когда это было..."
461. "Я помню: вечный Рим, разгульный и мятежный..."
462. Посвящение
463. "Скажи мне, отчего теперь, когда кругом..."
464. На мотив Чайковского ("Усни!.. Пускай в душе томленье и печали...")
465. "Еще земля была засыпана снегами..."
466. "Всю ночь осенний дождь шумел и бушевал..."
Биографические сведения о поэте Сергее Александровиче Сафонове
немногочисленны. Он сам стремился разграничить свою жизнь и поэзию, тем
более что в жизни (он родился 7 ноября 1867 года) ему приходилось играть
довольно малозначительные роли: он был актером провинциальной сцены,
фельетонистом,
литературным поденщиком, зато в лирических стихах был
достаточно строг к самому себе, и, по мнению знавших его литераторов,
художественное дарование его не развернулось в полную силу. Незадолго до
выхода в свет его первого сборника стихотворений в "Петербургской жизни"
появилась краткая шутливая характеристика С. А. Сафонова-Скавронского,
наиболее вероятным автором которой был он сам: "Вооружен бичом сатиры и
лирою поэта-декадента. Человек, который смеется над тем, над чем он плачет,
и плачет над тем, над чем смеется. Вполне своеобразный артистический
темперамент, сотканный из чувственных частиц скептика и мистика, эпикурейца
и анахорета...
Играет на сцене, на рояли и на мирлистоне. Пишет тушью, фехтует и
катается на велосипеде. Неоднократно поднимался на воздушном шаре. Пишет в
"Русском вестнике", "Севере", "Стрекозе" и "Петербургской газете"".
{"Петербургская жизнь", 1892, No 12 (39).}
При всей несерьезности тона этой аттестации, в ней фактически ничего
не искажено. Сафонов действительно перепробовал разные занятия, умел
фехтовать, так как учился в московской Военной гимназии, однако досрочно
вышел из нее, увлекся театром, "играл на сцене, на рояли и на мирлистоне" и,
наподобие Аркадия Счастливцева (из "Леса" Островского), скитался из Вологды
в Керчь и из Керчи в Вологду.
Но театральную карьеру Сафонов прервал довольно скоро, сменив ее на
литературный промысел, начатый, кстати, в том самом журнале, где прославился
Антоша Чехонте.
Первым печатным произведением Сафонова была шуточная элегия "Два
сердца", подписанная псевдонимом "Гамлет, принц Вятский". "Элегия" появилась
в журнале "Стрекоза" (1888, No 32), в котором Сафонов продолжал сотрудничать
и в дальнейшем, помещая юмористические стихотворения и рифмованные мелочи
под псевдонимом "Скаврончик".
Стр.1