А. А. Ржевский
Стихотворения
Оригинал здесь -- http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5265
СОДЕРЖАНИЕ
Биографическая справка
Ода... императору Петру Феодоровичу... <...> )
Ода 2, собранная из односложных слов ("Как я стал знать взор твой... <...> )
Рондо
Станс ("Прости, Москва, о град, в котором я родился... <...> )
Элегия ("Рок всё теперь свершил, надежды больше нет... <...> )
Портрет
Анакреонтические оды
Сонет, заключающий в себе три мысли... <...> )
Сонет, сочиненный на рифмы, набранные наперед ("На то ль глаза твои везде меня встречали... <...> Занимал ряд
ответственных и почетных постов: вице-директор Академии наук, президент Медицинской коллегии,
сенатор. <...> Будучи членом Российской академии, принимал участие в
работе над созданием словаря русского языка. <...> Поэтическая деятельность Ржевского развивалась под непосредственным влиянием А. П.
Сумарокова, с которым он был хорошо знаком. <...> Я вас начал почитать почти с ребячества, я видел ваши
ласки ко мне с тех же пор", -- писал Ржевский Сумарокову в 1769 г. (Отечественные записки, 1858, No
2),. <...> Ржевский выступил в печати в конце 1750-х гг., большее количество его стихотворений появилось в
1760-е гг. в журналах М. М. Хераскова "Полезное увеселение" и "Свободные часы", где он сотрудничал
одновременно с А. <...> В. и С. В. Нарышкиными, В. И. Майковым, И. Ф. Богдановичем (позднее, в 1783 г.,
Ржевский на свой счет издал знаменитую поэму Богдановича "Душенька"). <...> Обращаясь к самым разным
стихотворным жанрам и формам (ода, элегия, рондо, станс, сонет и т. д.), Ржевский свободно
экспериментировал: многие из его стихов и сейчас поражают своей изощренностью и ритмическим
разнообразием. <...> Еще более необычны его стихи с произвольной
тематикой, названные им одами, написанные дактилическими размерами и даже спондеем (спондей -двухсложная стопа, в которой оба слога ударные). <...> Предлагая читателю разные способы прочтения своих
сонетов, Ржевский вовлекал его в остроумную игру идеями, внушая представление о неоднозначности
любого утверждения. <...> ИМПЕРАТОРУ ПЕТРУ ФЕОДОРОВИЧУ
ОДА <...>
Стихотворения.pdf
А. А. Ржевский
Стихотворения
Оригинал здесь -- http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5265
СОДЕРЖАНИЕ
Биографическая справка
Ода... императору Петру Феодоровичу...
Ода I ("Долго ль прельщаться...")
Ода 2, собранная из односложных слов ("Как я стал знать взор твой...")
Рондо
Станс ("Прости,Москва, о град, в котором я родился...")
Станс ("Прости, приятное теперь уединенье...")
Элегия ("Рок всё теперь свершил, надежды больше нет...")
Элегия ("Престрогою судьбою...")
Портрет
Анакреонтические оды
Сонет, заключающий в себе три мысли... ("Вовеки не пленюсь красавицей иной...")
Сонет, сочиненный на рифмы, набранные наперед ("На то ль глаза твои везде меня встречали...")
Сонет, три разные системы заключающий... ("Престанем рассуждать: добра во многом нет...")
Стихи к девице Нелидовой...
Стихи девице Борщовой...
Происходил из старинного дворянского рода. Был на военной службе, затем перешел в штатскую.
В 1767 г. был избран депутатом Комиссии по составлению нового Уложения. Занимал ряд
ответственных и почетных постов: вице-директор Академии наук, президент Медицинской коллегии,
сенатор. Состоял членом масонских лож. Будучи членом Российской академии, принимал участие в
работе над созданием словаря русского языка.
Поэтическая деятельность Ржевского развивалась под непосредственным влиянием А. П.
Сумарокова, с которым он был хорошо знаком. "Я вас начал почитать почти с ребячества, я видел ваши
ласки ко мне с тех же пор", -- писал Ржевский Сумарокову в 1769 г. (Отечественные записки, 1858, No
2),. Ржевский выступил в печати в конце 1750-х гг., большее количество его стихотворений появилось в
1760-е гг. в журналах М. М. Хераскова "Полезное увеселение" и "Свободные часы", где он сотрудничал
одновременно с А. В. и С. В. Нарышкиными, В. И. Майковым, И. Ф. Богдановичем (позднее, в 1783 г.,
Ржевский на свой счет издал знаменитую поэму Богдановича "Душенька"). Выступая как последователь
Сумарокова, он использовал и одический опыт М. В. Ломоносова. Обращаясь к самым разным
стихотворным жанрам и формам (ода, элегия, рондо, станс, сонет и т. д.), Ржевский свободно
экспериментировал: многие из его стихов и сейчас поражают своей изощренностью и ритмическим
разнообразием. Даже некоторые хвалебные оды Ржевского не вполне традиционны по форме (например,
он использует не 4-стопный, а 3-стопный ямб). Еще более необычны его стихи с произвольной
тематикой, названные им одами, написанные дактилическими размерами и даже спондеем (спондей -двухсложная
стопа, в которой оба слога ударные). Предлагая читателю разные способы прочтения своих
сонетов, Ржевский вовлекал его в остроумную игру идеями, внушая представление о неоднозначности
любого утверждения.
Автор вступ. статьи и коммент. Н. Д. Кочеткова
ОДА... ИМПЕРАТОРУ ПЕТРУ ФЕОДОРОВИЧУ
ОДА ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШЕМУ ДЕРЖАВНЕЙШЕМУ ВЕЛИКОМУ И МИЛОСЕРДОМУ
Стр.1