Лидия Гинзбург
Неизданные стихотворения Рубана
XVIII век. <...> В середине 30-х годов вопрос о
социальном положении писателя был для Пушкина мучительным и личным вопросом. <...> Наряду с новым для России буржуазным типом
писателя, прямо зависящего от публики, Пушкин различает два феодальных типа: писатели-дворяне "не
могут изыскивать милостей и покровительства у людей, которых почитают себе равными", и вместе с
тем: "Ломоносов наполнил торжественные свои оды высокопарной хвалою; он без обиняков называет
благодетеля своего графа Шувалова своим благодетелем; он в какой-то придворной идиллии воспевает
графа К. <...> В деятельности писателей-наемников XVIII в. на некой "высшей" ступени стояли темы столь
официальные, что в их пределах и воспеваемый и воспевающий теряли личные признаки, превращаясь в
абстракцию монарха, вельможи, полководца, как и в абстракцию пиита. <...> Тем
существеннее для малоисследованного вопроса о вельможном меценатстве XVIII в. рукописное наследие
коллежского секретаря и сочинителя Василия Рубана. <...> {В рукописном отделении ГПБ хранятся две
тетради стихотворении В. Г. Рубана (шифр F XIV, No 46). <...> Наряду с черновиками и списками его
печатавшихся од, переводов и надписей, они содержат большое количество подносных стихотворений. <...> Ряд подносных стихотворений публикуется целиком впервые в
настоящей работе. <...> Наследие мое всех улиц грязь и тина,
Котору всякий день ногами я мешу
И часть не малу в дом на обуви ношу. <...>
Социальные факты, сопутствовавшие торжественной оде, как нечто запредельное тексту и
подразумеваемое, на низах одической литературы переместились в текст. <...> С 1774 г. он, в течение 18 лет, состоял секретарем Потемкина, причем в 1784 г. был определен
Потемкиным в Военную коллегию, в качестве заведывающего иностранной перепиской и переводчика с
польского языка деловых бумаг. <...> }
Очевидно, что Капнист не имел здесь в виду <...>
Неизданные_стихотворения_Рубана.pdf
Лидия Гинзбург
Неизданные стихотворения Рубана
XVIII век. Сборник. Выпуск 1.
Изд-во АН СССР.М.; Л., 1935
Оригинал здесь - http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6001
В незаконченной статье 1833--1835 гг. так наз. "Мысли на дороге" Пушкин писал: "Patronage
(покровительство) до сей поры сохраняется в обычаях английской литературы. Почтенный Кребб,
умерший в прошлом году, поднес все свои прекрасные поэмы То his Grace the Duke etc. (его светлости
герцогу и т. д.)... в России вы не встретите ничего подобного. У нас, как заметила M-me de Staёl,
словесностию занимались большею частию дворяне... Это дало особенную физиономию нашей
литературе; у нас писатели не могут изыскивать милости и покровительства у людей, которых почитают
себе равными, и подносить свои сочинения вельможе или богачу, в надежде получить от него 500 рублей
или перстень, украшенный драгоценными каменьями. Что же из этого следует? Что нынешние писатели
благороднее мыслят и чувствуют, нежели мыслил и чувствовал Ломоносов или Костров? Позвольте в
том усумниться.
"Нынче писатель, краснеющий при одной мысли посвятить книгу свою человеку, который выше
его двумя или тремя чинами, не стыдится публично лгать руку журналисту, ошельмованному в общем
мнении, но который может повредить продаже книги, или хвалебным объявлением заманить
покупщиков...
"К тому ж с некоторых пор литература стала у нас ремесло выгодное, и публика в состоянии дать
более денег, нежели его сиятельство такой-то или его высокопревосходительство такой-то".
Пушкин довольно точно сформулировал буржуазную социологию писательского ремесла, в
отличие от феодальной социологии, и отдал предпочтение феодальной. В середине 30-х годов вопрос о
социальном положении писателя был для Пушкина мучительным и личным вопросом. Он говорит об
этом как историк и как современник, для которого даже времена Ломоносова и Кострова существовали
еще в устном предании воспоминаний и анекдотов. Наряду с новым для России буржуазным типом
писателя, прямо зависящего от публики, Пушкин различает два феодальных типа: писатели-дворяне "не
могут изыскивать милостей и покровительства у людей, которых почитают себе равными", и вместе с
тем: "Ломоносов наполнил торжественные свои оды высокопарной хвалою; он без обиняков называет
благодетеля своего графа Шувалова своим благодетелем; он в какой-то придворной идиллии воспевает
графа К. Разумовского под именем Полидора; он стихами поздравляет графа Орлова с возвращением его
из Финляндии... Дело в том, что расстояние от одного сословия до другого в то время еще существовало.
Ломоносов, рожденный в низком сословии, не думал возвысить себя наглостию и запанибратством с
людьми высшего состояния (хотя, впрочем, по чину он мог быть им равным)". ("Мысли на дороге").
Формально Ломоносов статский советник и дворянин. Но писатели из рядов поместного
дворянства, с их исконными классовыми вожделениями, с их враждебностью принципу
бюрократического самодержавия -- противополагались Пушкиным идеологически безответственным
наемникам власти и знати.
В деятельности писателей-наемников XVIII в. на некой "высшей" ступени стояли темы столь
официальные, что в их пределах и воспеваемый и воспевающий теряли личные признаки, превращаясь в
абстракцию монарха, вельможи, полководца, как и в абстракцию пиита. Абстракции и стали по
преимуществу достоянием печати и потомства. Те же ступени поэтической лестницы, на которых
социальное раболепство неприкрыто сменялось личным угодничеством, обычно скрывались в быту. Тем
существеннее для малоисследованного вопроса о вельможном меценатстве XVIII в. рукописное наследие
коллежского секретаря и сочинителя Василия Рубана. {В рукописном отделении ГПБ хранятся две
тетради стихотворении В. Г. Рубана (шифр F XIV, No 46). Наряду с черновиками и списками его
печатавшихся од, переводов и надписей, они содержат большое количество подносных стихотворений.
Из этого материала до сих пор опубликовывались только отдельные строки в статьях и
библиографических заметках о Рубане. Ряд подносных стихотворений публикуется целиком впервые в
настоящей работе. Тексты рукописей Рубана часто неисправны; в иных случаях недостает части стиха
или даже целой строки и т. д.} Ибо вряд ли ритмическая речь когда-либо служила для более
откровенного разговора о подачке за восхваление и о восхвалении за подачку.
Стр.1