В 1866 году поступил в Военно-юридическую академию и по
окончании курса был назначен судьей Санкт-Петербургского военно-окружного суда. <...> В 1858
году вышло первое собрание стихотворений Р., доставившее ему литературную известность, хотя в этой
известности было гораздо больше терний, чем роз. <...> С конца 1859 года он писал юмористические
фельетоны в "Отечественных Записках" ("Заметки праздношатающегося") и в "Санкт-Петербургских
Ведомостях"; в 1860 году был редактором "Журнала Коннозаводства и Охоты", в 1863 - 1865 годах
издавал сатирическую газету "Занозу" (см.), имевшую большой успех и до 5 тысяч подписчиков, но
павшую в борьбе с цензурными препятствиями. <...> В 1864 году стихотворения Р. вышли вторым изданием, в
1883 году - третьим; посмертное 4-е издание вышло в 1889 году (с биографическим очерком). <...> В
последние 20 лет жизни Р. только изредка выступал со стихами, но довольно деятельно работал как
публицист в "Голосе" 60-х годов, в "Русской Речи" конца 70-х годов (вел "Внутреннее обозрение") и
других. <...> В 1878 году издал монографию, основанную на архивных данных: "Очерк истории военно-судных
учреждений в России до кончины Петра Великого". <...> Литературная память о Р. главным образом держится
на рецензии, которую посвятил 1-му изданию его стихотворений Добролюбов . <...> Для критика
"Современника" Р. был ярким олицетворением той дешевой "смелости" и "прогрессивности", которая
обуяла после Крымской кампании даже людей, по существу ничего общего с действительно серьезными
общественными стремлениями не имевшими. <...> Добролюбов смеялся над "гражданским" пафосом, с
которым Р. ставил "смелые" тезисы, вроде следующих: не надо брать взяток, надо говорить всегда правду,
служить "честно" и т. д. <...> Столь же неодобрительно, как и Добролюбов, отнеслись к Р. и критикиэстетики, например, Дружинин . <...> Главный недостаток Р. - крайняя неровность и невыдержанность,
временами даже неряшливость фактуры, расплывчатость и отсутствие какой бы то ни было определенной
мысли и настроения; иногда <...>
М._П._Розенгейм_биографическая_справка.pdf
1.
Розенгейм (Михаил Павлович) - поэт (1820 - 87). Учился в 1-м кадетском корпусе; прослужил
около 20 лет в конной артиллерии. В 1866 году поступил в Военно-юридическую академию и по
окончании курса был назначен судьей Санкт-Петербургского военно-окружного суда. Умер в чине
генерал-майора. Писать Р. начал еще в корпусе; уже в 1837 году несколько его стихотворений было
напечатано Полевым в "Сыне Отечества". Будучи человеком очень скромным, Р. не придавал значения
своим писаниям и не посылал их в редакции; только во второй половине 50-х годов стихи его начинают
появляться довольно часто в "Отечественных Записках", "Русском Вестнике" и других изданиях. В 1858
году вышло первое собрание стихотворений Р., доставившее ему литературную известность, хотя в этой
известности было гораздо больше терний, чем роз. С конца 1859 года он писал юмористические
фельетоны в "Отечественных Записках" ("Заметки праздношатающегося") и в "Санкт-Петербургских
Ведомостях"; в 1860 году был редактором "Журнала Коннозаводства и Охоты", в 1863 - 1865 годах
издавал сатирическую газету "Занозу" (см.), имевшую большой успех и до 5 тысяч подписчиков, но
павшую в борьбе с цензурными препятствиями. В 1864 году стихотворения Р. вышли вторым изданием, в
1883 году - третьим; посмертное 4-е издание вышло в 1889 году (с биографическим очерком). В
последние 20 лет жизни Р. только изредка выступал со стихами, но довольно деятельно работал как
публицист в "Голосе" 60-х годов, в "Русской Речи" конца 70-х годов (вел "Внутреннее обозрение") и
других. В 1878 году издал монографию, основанную на архивных данных: "Очерк истории военно-судных
учреждений в России до кончины Петра Великого". Литературная память о Р. главным образом держится
на рецензии, которую посвятил 1-му изданию его стихотворений Добролюбов . Для критика
"Современника" Р. был ярким олицетворением той дешевой "смелости" и "прогрессивности", которая
обуяла после Крымской кампании даже людей, по существу ничего общего с действительно серьезными
общественными стремлениями не имевшими. Добролюбов смеялся над "гражданским" пафосом, с
которым Р. ставил "смелые" тезисы, вроде следующих: не надо брать взяток, надо говорить всегда правду,
служить "честно" и т. д. И действительно, когда кончилась мода на прогрессивность, Р. всецело перешел в
лагерь банального патриотизма. Столь же неодобрительно, как и Добролюбов, отнеслись к Р. и критикиэстетики,
например, Дружинин . Главный недостаток Р. - крайняя неровность и невыдержанность,
временами даже неряшливость фактуры, расплывчатость и отсутствие какой бы то ни было определенной
мысли и настроения; иногда трудно распознать, против кого и против чего воюет этот неудачный
представитель "обличительной" и "гражданской" поэзии. Чисто художественных достоинств - образности,
меткости, колоритности - у Р. совсем нет.
С. В<енгеров>.
Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
2.
В.Жданов
РОЗЕНГЕЙМ Михаил Павлович [1820--1887] -- поэт. Окончил кадетский корпус и военноюридическую
академию, занимал должность крупного военного чиновника. Печататься начал в 1838.
Сотрудничал в "Отечественных записках", "Русском вестнике", позднее (как публицист) -- в "Голосе",
"Русской речи" и др. В 1863 основал и редактировал "Занозу" -- сатирический журнал либеральнобуржуазного
направления, обличавший взятки, самодурство, произвол городовых и т. д., но
рассматривавший их в отличие от революционно-демократических журналов ("Искра") как частные
недостатки в основном здоровой государственной системы. Выступая против "Современника" и "Искры",
"Заноза" пользовалась некоторым успехом благодаря отдельным удачным карикатурам и интересным
приложениям (см. об этом в кн.: Лемке М., Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX ст.,
СПБ, 1904).
Как поэт Р. представляет незначительное явление. Религиозные мотивы ("Экстаз"), стилизация
народных поверий ("Леший"), эротические мотивы ("Соседка"), квасной патриотизм ("Славянские
Стр.1