В. М. Кириллин (Москва)
РАЗАИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЗАПАДНОЙ ТЕМЫ В
ДРЕВНЕРУССКОИ АИТЕРАТУРЕ (К ВОПРОСУ О КОМПАЕКСНОМ
АНААИЗЕ)
Тема "Древняя Русь и Запад" может быть раскрыта на основе весьма
широкого круга источников — как письменных (литургических, литературных, документально-исторических, научных, дипломатических, деловых), так и неписьменных (художественно-изобразительных, архитектурных, археологических). <...> Изучение данной темы может быть
направлено по пути освещения различных аспектов — например, социальнополитического, конфессионального, культурологического, эмоциональнопсихологического, хозяйственно-бытового. <...> B результате накопленного отделом древнерусской литературы
ИМАИ опыта работы над данной темой1 определились, по крайней мере, две линии ее продуктивного
выявления и осмысления. <...> Во-первых, вызывает интерес то, насколько случайно или насколько
специально тема Запада отображалась в древнерусских литературных памятниках. <...> Во-вторых, интересны сущность и характер зафиксированных в текстах представлений древнерусских людей о
Западе — пространственных, предметных, созерцательных, оценочных, частных, общественных
и т. п. <...> Кроме того, стало ясно, что процесс проникновения западной темы в мир древнерусской
книжности был пунктирно-импульсным, то есть соответствующим интенсивности, формам и
характеру общения Руси или отдельных ее регионов с Западом в разные периоды времени, но
вместе с тем он всегда был многоплановым. <...> Но литературовед в любом случае
не может избежать прежде всего источниковедческого раскрытия темы. <...> Но, в частности, для филолога показательными могут быть даже незначительные фрагменты текста
самых разных произведений, условно говоря, интексты (буквально тексты в тексте). <...> При
1 Древнерусская литература: Восприятие Запада в X1’X1V вв. <...> «Комплексный подход в изучении Древней Руси»
этом типы таких интекстов в содержательном, стилистическом и жанровом отношениях могут <...>
Различные_подходы_при_изучении_западной_темы_в_древнерусской_литературе_(К_вопросу_о_комплексном_анализе)._Статья.pdf
Доклады участников I Международной конференции
Â. Ì. Кириллин (Ìîñêâà)
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЗАПАДНОЙ ТЕМЫ В
ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОМ
АНАЛИЗЕ)
Тема “Древняя Русь и Запад” может быть раскрыта на основе весьма
широкого круга источников — как письменных (литургических,
литературных, документально-исторических, научных, дипломатических,
деловых), так и неписьменных (художественно-изобразительных,
архитектурных, археологических). Изучение данной темы может быть
направлено по пути освещения различных аспектов — например, социальнополитического,
конфессионального, культурологического, эмоциональнопсихологического,
хозяйственно-бытового.
ИМЛИ опыта работы над данной темой1
В результате накопленного отделом древнерусской литературы
определились, по крайней мере, две линии ее продуктивного
выявления и осмысления. Во-первых, вызывает интерес то, насколько случайно или насколько
специально тема Запада отображалась в древнерусских литературных памятниках. Во-вторых,
интересны сущность и характер зафиксированных в текстах представлений древнерусских людей о
Западе — пространственных, предметных, созерцательных, оценочных, частных, общественных
и т. п. Кроме того, стало ясно, что процесс проникновения западной темы в мир древнерусской
книжности был пунктирно-импульсным, то есть соответствующим интенсивности, формам и
характеру общения Руси или отдельных ее регионов с Западом в разные периоды времени, но
вместе с тем он всегда был многоплановым. Так, можно основательно полагать, что на Руси,
например, конфессиональное отношение к Западу от времени Великого разделения церквей 1054
г. было последовательно негативным и вместе с тем меняющимся в сторону усиления негатива; в
области социально-политической очевиден прерывисто колеблющийся характер русского интереса
к Западу и представлений о нем; в области хозяйственно-экономической видна устойчивая тенденция
сотрудничества с Западом; а вот в сфере культурной и эмоционально-психологической жизни
Древней Руси наблюдается очень медленное, растянутое во времени, но все же последовательное
умаление отчужденности от Запада. Разумеется, к XVII или с XVII в. многосложный процесс
восприятия Запада во всех его ипостасях чрезвычайно усилился и с тех пор сохраняет неизменно
высокую интенсивность.
Западную тему в древнерусской литературе можно рассматривать с точки зрения разных
медиевистических наук, в разных аспектах и с разными целями2
. Но литературовед в любом случае
не может избежать прежде всего источниковедческого раскрытия темы. Другими словами, имея
в виду весь объем древнерусской книжности, необходимо выявить тексты, которыми так или иначе
затронута западная тема. Такая работа отчасти уже сделана, правда, историками: М. А. Алпатовым3
и Í. À. Казаковой4
. Отчасти, ибо почтенные ученые в своих исследованиях учитывали лишь те
произведения, в которых данная тема является лейтмотивной или же весьма заметно звучащей.
Но, в частности, для филолога показательными могут быть даже незначительные фрагменты текста
самых разных произведений, условно говоря, интексты (буквально тексты в тексте). При
1
2
3
4
Древнерусская литература: Восприятие Запада в XI–XIV ââ. Ì., 1996.
Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. М., 1996.
Алпатов Ì. À. Русская историческая мысль и Западная Европа XII–XVII ââ. Ì., 1973.
Казакова Í. À. Западная Европа в русской письменности XV–XVI âåêîâ. Ë., 1980.
48
Стр.1