ЗАПАДНЫЙ МИР В ВОСПРИЯТИИ СИМЕОНА СУЗДАЛЬСКОГО И ЕГО
СОВРЕМЕННИКОВ — УЧАСТНИКОВ ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКОГО
СОБОРА <...> По существу, можно говорить о возникновении настоящего цикла древнерусских литературных памятников феррарофлорентийской тематики. <...> Самые первые тексты этого цикла были
начаты или написаны еще во время пребывания русской делегации за границей, заключительной же обработке они были подвергнуты вскоре по возвращении русичей домой, то есть в начале
40-х годов XV века. <...> К числу ранних памятников означенного литературного
цикла относятся следующие произведения:
1) ''Хождение во Флоренцию'' (название условное, ибо самоназвания у текста нет) неизвестного суздальца3 — описание пути
следования русской делегации из Москвы в Италию и обратно в
1437–1440 годах, собственно полуофициальный географический и
страноведческий отчет дневникового типа о заграничных впечатлениях путешественника. <...> 3) ''Исхождение Авраамия Суждальского на осмый собор с
митрополитом Исидором в лето 6945'' (далее: ''Исхождение'')5 —
описание виденных автором (очевидно, весной-летом 1439 г.) во
Флорентийских
монастырях
праздничных
мистериальнотеатральных представлений на темы новозаветных сюжетов о Благовещении Пресвятой Деве Марии и Вознесении Господнем. <...> 4) ''Исидоров собор и хождение его'' суздальского иеромонаха Симеона (далее: ''Исидоров собор'')6 — первая версия сказания
собственно о Соборе и его участниках: латинянах, греках, русских, а также об обстоятельствах русской истории до и после Собора, так или иначе связанных с ним; версия, отличающаяся автобиографичностью. <...> 5) В конце 40-х или в 50-х годах Симеон Суздальский написал еще одну версию своего рассказа о лично пережитом в Италии
— ''Повесть священноинока Симеона Суждалца, како римский папа Евгений составлял осмый собор со своими единомысленники''
(далее: ''Повесть'')7. <...> 6) Около 1461-1462 года написано ''Слово избрано от святых
писаний, еже на латыню, и сказание о составлении осмаго <...>
Западный_мир_в_восприятии_Симеона_Суздальского_и_его_современников_—_участников_Ферраро-Флорентийского_собора._Статья.pdf
Кириллин В. М.
ЗАПАДНЫЙ МИР В ВОСПРИЯТИИ СИМЕОНА СУЗДАЛЬСКОГО И ЕГО
СОВРЕМЕННИКОВ — УЧАСТНИКОВ ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКОГО
СОБОРА
А. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.
Летом 1439 г. между Римом и Константинополем при соучастии
русской Церкви в лице ее печально знаменитого предстоятеля
митрополита Исидора была заключена церковная уния1. Это
событие и связанные с ним обстоятельства послужили поводом
для составления на Руси целого ряда новых литературных произведений2.
По существу, можно говорить о возникновении настоящего
цикла древнерусских литературных памятников феррарофлорентийской
тематики. Самые первые тексты этого цикла были
начаты или написаны еще во время пребывания русской делегации
за границей, заключительной же обработке они были подвергнуты
вскоре по возвращении русичей домой, то есть в начале
40-х годов XV века.
К числу ранних памятников означенного литературного
цикла относятся следующие произведения:
1) ''Хождение во Флоренцию'' (название условное, ибо самоназвания
у текста нет) неизвестного суздальца3 — описание пути
следования русской делегации из Москвы в Италию и обратно в
1437–1440 годах, собственно полуофициальный географический и
страноведческий отчет дневникового типа о заграничных впечатлениях
путешественника.
2) ''Заметка о Риме'' (название условное) того же неизвестного
суздальца4 — рассказ о его незапланированном и, видимо, индивидуальном
посещении вечного города уже после заключения
унии и перед отбытием на родину.
3) ''Исхождение Авраамия Суждальского на осмый собор с
митрополитом Исидором в лето 6945'' (далее: ''Исхождение'')5 —
описание виденных автором (очевидно, весной-летом 1439 г.) во
Флорентийских монастырях праздничных мистериальнотеатральных
представлений на темы новозаветных сюжетов о Благовещении
Пресвятой Деве Марии и Вознесении Господнем.
4) ''Исидоров собор и хождение его'' суздальского иеромонаха
Симеона (далее: ''Исидоров собор'')6 — первая версия сказания
собственно о Соборе и его участниках: латинянах, греках, русских,
а также об обстоятельствах русской истории до и после Собора,
так или иначе связанных с ним; версия, отличающаяся автобиографичностью.
Позднее
появились новые сочинения на ту же тему:
1
Стр.1