Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 483620)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Раскол и сектантство в русской народной жизни

0   0
Первый авторПругавин Александр Степанович
Страниц37
ID9586
АннотацияС критическими замечаниями духовного цензора.
Кому рекомендованоРелигия
Пругавин, А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни : Очерк / А.С. Пругавин .— 1905 .— 37 с. — История

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Александр Степанович Пругавин Раскол и сектантство в русской народной жизни Изд: "Раскол и сектантство в русской народной жизни", М., Тип. <...> Оригинал в формате DjVu: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=2012 OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) Раскол и сектантство В русской народной жизни С критическими замечаниями духовного цензора. <...> В виду этого попытка, имеющая целью осветить те или иные стороны раскола -- сектантства, указать и наметить причины, которые поддерживают его существование и даже способствуют его усиленно -- едва ли может считаться излишней. <...> С.-Петербург, 22 сентября 1904 г. --------- Раскол и сектантство в русской народной жизни. <...> Пораженные видом народной бедности, периодическими голодовками, громадными цифрами недоимок, вынужденными переселениями и проч. и проч., мы кинулись изучать и исследовать условия экономического положения народа, высчитывать крестьянский бюджет, количество платежей и налогов, лежащих на мужицкой "душе", количество скота, лошадей, овец, приходящихся на крестьянский двор, исследовать заработки и промыслы; позднее мы занялись изучением поземельных отношений, состоянием крестьянской общины и т. д. <...> Таким образом, под именем раскола мы разумеем не только раскол старообрядчества, но также и все те секты, которые нашими духовными писателями называются обыкновенно "ересями" и которые обыкновенно выделяются ими из понятия о расколе1). <...> Слова "ересь", "секта" и "раскол" до сих пор еще не получили точного определения в нашей богословской науке и гражданском законодательстве. <...> Тем не менее почтенный автор едва ли поступает правильно, сближая наших раскольников (старо -- 9 - как известно, относят, во-первых, разные мистические секты, в роде хлыстов, скопцов, и проч., и, во-вторых, секты рационалистические, в роде молоканства, духоборства, штунды и т. д. <...> При этом в одних сектах берет перевес обрядцев <...>
Раскол_и_сектантство_в_русской_народной_жизни.pdf
Александр Степанович Пругавин Раскол и сектантство в русской народной жизни Изд: "Раскол и сектантство в русской народной жизни",М., Тип. И.Д.Сытина, 1905. Оригинал в формате DjVu: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=2012 OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) Раскол и сектантство В русской народной жизни С критическими замечаниями духовного цензора. От С.-Петербургского духовно-цензурного комитета печатать дозволяется. С.-Петербург, 8 октября 1904 г. Цензор иеромонах Александр. ОТ АВТОРА Вопрос о расколе -- сектантстве принадлежит к числу вопросов, еще слишком мало разработанных нашей литературой. Многие весьма важные стороны этого оригинального явления духовной жизни русского народа до сих пор еще остаются недостаточно выясненными. В виду этого попытка, имеющая целью осветить те или иные стороны раскола -- сектантства, указать и наметить причины, которые поддерживают его существование и даже способствуют его усиленно -- едва ли может считаться излишней. Руководствуясь этими соображениями, автор решился выпустить отдельным изданием журнальную статью, которая появилась в печати более двадцати лет тому назад по вопросу -- до сих пор еще в известной степени спорному -- о значении раскола -- сектантства в русской народной жизни 1). Автор отнюдь не претендует исчерпать этой брошюрой затронутый в ней вопрос, так как вполне, разумеется, сознает необходимость бСльшего обоснования и более детальной разработки выставленных в ней положений, что 1) Эта статья под заглавием "Значение сектантства в русской народной жизни" первоначально была напечатана в январской книжке журнала "Русская Мысль" за 1881 год. IV он и намерен выполнить в одной из следующих работ, пользуясь тем обширным материалом, который собран им по вопросу о религиозно-этических движениях русского народа -- как путем занятий в разных архивах, так и путем непосредственного изучения сектантства в местах его наибольшего распространения. Что касается системы борьбы с расколом, разбору и критике которой в этой брошюре уделяется не мало места, то читатель не должен упускать из виду, что в данном случай речь идет о системе, имевшей место четверть века назад, когда во главе духовного управления стоял граф Д. А. Толстой. С тех пор многое, конечно, изменилось. Этим изменениям, если позволят обстоятельства, автор надеется посвятить особый труд. С.-Петербург, 22 сентября 1904 г.
Стр.1