Александр Степанович Пругавин
Раскол и сектантство в русской народной жизни
Изд: "Раскол и сектантство в русской народной жизни", М., Тип. <...> Оригинал в формате DjVu:
http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=2012
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
Раскол и сектантство В русской народной жизни
С критическими замечаниями духовного цензора. <...> В виду этого попытка, имеющая
целью осветить те или иные стороны раскола -- сектантства, указать и наметить причины, которые
поддерживают его существование и даже способствуют его усиленно -- едва ли может считаться
излишней. <...> С.-Петербург,
22 сентября 1904 г.
--------- Раскол и сектантство
в русской народной жизни. <...> Пораженные видом народной бедности, периодическими
голодовками, громадными цифрами недоимок, вынужденными переселениями и проч. и проч., мы
кинулись изучать и исследовать условия экономического положения народа, высчитывать крестьянский
бюджет, количество платежей и налогов, лежащих на мужицкой "душе", количество скота, лошадей, овец,
приходящихся на крестьянский двор, исследовать заработки и промыслы; позднее мы занялись изучением
поземельных отношений, состоянием крестьянской общины и т. д. <...> Таким образом, под именем раскола мы разумеем не только раскол
старообрядчества, но также и все те секты, которые нашими духовными писателями называются
обыкновенно "ересями" и которые обыкновенно выделяются ими из понятия о расколе1). <...> Слова "ересь", "секта" и "раскол" до сих пор еще
не получили точного определения в нашей богословской науке и гражданском законодательстве. <...> Тем не
менее почтенный автор едва ли поступает правильно, сближая наших раскольников (старо
-- 9 - как известно, относят, во-первых, разные мистические секты, в роде хлыстов, скопцов, и проч., и,
во-вторых, секты рационалистические, в роде молоканства, духоборства, штунды и т. д. <...> При этом в одних сектах берет перевес
обрядцев <...>
Раскол_и_сектантство_в_русской_народной_жизни.pdf
Александр Степанович Пругавин
Раскол и сектантство в русской народной жизни
Изд: "Раскол и сектантство в русской народной жизни",М., Тип. И.Д.Сытина, 1905.
Оригинал в формате DjVu:
http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=2012
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
Раскол и сектантство В русской народной жизни
С критическими замечаниями духовного цензора.
От С.-Петербургского духовно-цензурного комитета печатать дозволяется. С.-Петербург, 8
октября 1904 г.
Цензор иеромонах Александр.
ОТ АВТОРА
Вопрос о расколе -- сектантстве принадлежит к числу вопросов, еще слишком мало разработанных
нашей литературой. Многие весьма важные стороны этого оригинального явления духовной жизни
русского народа до сих пор еще остаются недостаточно выясненными. В виду этого попытка, имеющая
целью осветить те или иные стороны раскола -- сектантства, указать и наметить причины, которые
поддерживают его существование и даже способствуют его усиленно -- едва ли может считаться
излишней.
Руководствуясь этими соображениями, автор решился выпустить отдельным изданием
журнальную статью, которая появилась в печати более двадцати лет тому назад по вопросу -- до сих пор
еще в известной степени спорному -- о значении раскола -- сектантства в русской народной жизни 1).
Автор отнюдь не претендует исчерпать этой брошюрой затронутый в ней вопрос, так как вполне,
разумеется, сознает необходимость бСльшего обоснования и более детальной разработки выставленных в
ней положений, что
1) Эта статья под заглавием "Значение сектантства в русской народной жизни" первоначально
была напечатана в январской книжке журнала "Русская Мысль" за 1881 год.
IV
он и намерен выполнить в одной из следующих работ, пользуясь тем обширным материалом,
который собран им по вопросу о религиозно-этических движениях русского народа -- как путем занятий в
разных архивах, так и путем непосредственного изучения сектантства в местах его наибольшего
распространения.
Что касается системы борьбы с расколом, разбору и критике которой в этой брошюре уделяется не
мало места, то читатель не должен упускать из виду, что в данном случай речь идет о системе, имевшей
место четверть века назад, когда во главе духовного управления стоял граф Д. А. Толстой.
С тех пор многое, конечно, изменилось. Этим изменениям, если позволят обстоятельства, автор
надеется посвятить особый труд.
С.-Петербург,
22 сентября 1904 г.
Стр.1