Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 499407)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Самоистребление

0   0
Первый авторПругавин Александр Степанович
Страниц33
ID9584
АннотацияПроявления аскетизма и фанатизма в расколе. (Очерки, аналогии, параллели). I. Кровавая драма. II. Самосожигатели. III. Козаки-самосожигатели. IV. Догмат или паника? V. Нетовщина. Проповедь самоубийства. VI. Жизнь - зло, спасение - в смерти. VII. Человечес
Кому рекомендованоРелигия
Пругавин, А.С. Самоистребление : Очерк / А.С. Пругавин .— 1885 .— 33 с. — История

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проявления аскетизма и фанатизма в расколе Изд: "Русская мысль", М., 1885, кн. <...> В 1847 году, в Пермской губернии, за рекой Камой, в глухом Висемском лесу произошла страшная, раздирающая сердце, кровавая драма. <...> Главным действующим лицом в этой драме является крепостной крестьянин графини Строгоновой, Петр Холкин. <...> Холкин был грамотен, т. е. знал грамоту, умел и любил читать. <...> Не трудно угадать, какие именно книги могли обращаться в то время в народной среде и, притом, в таком захолустье, как Пермская губерния. <...> Это были книги "священного писания"; их-то и читал Холкин. <...> В течение пяти лет, с 1842 по 1847 год Холкин хотя и занимался работами, и жил в людях, но постоянно думал о том, "как бы удалиться от мира", "как бы спасти свою душу". <...> В Пермской губернии, например, местное начальство насильно понуждало население к исполнению христианских обязанностей. <...> Все это еще более укрепило Холкина в мысли, что для спасения души не остается ничего больше как удалиться в леса и там умереть так или иначе. <...> Почти все они люди вполне согласились с Холкиным, что долее жить в мире невозможно, не рискуя навеки погубить свои души, и что единственное средство "спастись" состоит в том, чтобы бежать в леса и там умереть, запостившись до смерти. <...> Совершив это варварское убийство, по-видимому, совершенно хладнокровно, Петр с товарищами и со всеми детьми их, в числе 19 человек переплыли Каму в заранее приготовленной лодке и направились в Висемский лес". <...> Христианину для спасения души остается одно: бежать в леса и вертепы, засыпаться песком и пеплом, замирать гладом и жаждою". <...> Ефрема Сирина: "Сего пути шествие суть сия: покаяние, пост, молитва смиренная, бдение, мудрость, нищета духовная, нерадение о плоти, прилежание о душе, на земле лежание, неизмовение". <...> Сурово отказывал он в пище и питье всем, "поставленным на пост и смерть". <...> Те, кому пришлось быть на передвижной выставке картин 1882 года, наверное, не забыли <...>
Самоистребление.pdf
Александр Степанович Пругавин Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе Изд: "Русская мысль",М., 1885, кн. I, с. 79-111; кн. II, с. 129-155. Оригинал в формате PDF: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=786 OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) REM: Последние очерки этого цикла в оригинале отсутствуют САМОИСТРЕБЛЕНИЕ. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе. (Очерки, аналогии, параллели). -----I. Кровавая драма. В 1847 году, в Пермской губернии, за рекой Камой, в глухом Висемском лесу произошла страшная, раздирающая сердце, кровавая драма. Главным действующим лицом в этой драме является крепостной крестьянин графини Строгоновой, Петр Холкин. Холкин был грамотен, т. е. знал грамоту, умел и любил читать. Не трудно угадать, какие именно книги могли обращаться в то время в народной среде и, притом, в таком захолустье, как Пермская губерния. Это были книги "священного писания"; их-то и читал Холкин. И эти книги, по его собственным словам, зародили в нем желание -- "идти на спасение". В течение пяти лет, с 1842 по 1847 год Холкин хотя и занимался работами, и жил в людях, но постоянно думал о том, "как бы удалиться от мира", "как бы спасти свою душу". Из бесед с разными людьми он узнал, что есть душеполезная книга Житие св. Ефрема Сирина, в которой описываются "последние времена". Страстно захотелось ему приобрести эту книгу. Но тут он вскоре заболел и во время болезни "начал чувствовать в себе какой-то страх".Желание 78 читать священные книги еще более усилилось. Наконец, в июне месяце 1847 года Холкину удалось приобрестиЖитие св. Ефрема Сирина за сто двадцать рублей ассигнациями. С жадностью принялся он за чтение. Внимание его особенно приковали "слова" 102-е и 405-е. В первом из них сказано: "Сей день на уме имущи всии святии оставите все житие благое, домы и богатство, рабы и други и братии, родители и чада, овцы и волы и кони, веселие, бани, лики, кличи, свары и суды и все оставляше бежаша в пустыни и в горы и в пропасти земные". "Алчуще и жаждуще да не постыдится в той час не мужи убо едины, но и жены, иже тесный и скорбный путь возлюбльше, похотише царство небесное". В слове 105-м он читал: "Егда узришь весь мир смущен и когожде бежаща скрытная в горах и иных гладом умирающа, иных жаждою истощающа яко воск и не будет избавляющего, и егда узpишь лица слезно всем и любовно вопрошающа, есть ли где слово Божие, и не будет его слышати нигде же". Все эти изречения Холкин понял по-своему, превратно, и пришел к убеждению, что "настали последние времена". В этой мысли еще более укрепляли его разные печальные времена тогдашней, современной ему жизни. Он давно уже задумывался над тем, что происходило пред его глазами. Его смущала нравственная распущенность, замечаемая им в народе, особенно же "бесчинные браки". Еще более смущали его те меры, которые предпринимались в то время местными властями с целью удержать население в лоне господствующей церкви. С этой стороны сороковые годы, как известно, получили весьма печальную известность. В
Стр.1