Александр Степанович Пругавин
Запросы и проявления умственной жизни в расколе
Изд: "Русская мысль", М., 1884. <...> А.С.Пругавин
Запросы и проявления умственной жизни в расколе
("Русская мысль", М., 1884. <...> Другие, наоборот, признают раскол "крупным явлением народного умственного прогресса" и
доказывают, что "в нашей истории раскол был едва ли не единственным явлением, когда русский народ, -не в отдельных личностях, а в целых массах, -- без руководства и побуждения со стороны власти или лиц,
стоящих на степени высшей по образованию, показал своеобразную деятельность в области мысли и
убеждения" (Н. И. Костомаров*). <...> В последнее время, под влиянием новых общественных условий, созданных всем ходом нашей
жизни и расшевеливших народное сознание, в среде русского старообрядчества все сильнее и заметнее
пробиваются наружу и заявляют о себе запросы умственной, интеллектуальной жизни. <...> 162
Цель настоящего очерка -- воочию показать, до какой степени назрели эти потребности и как
настоятельно необходимо немедленное же удовлетворение давно наболевших нужд и запросов
умственной, духовной жизни многочисленного класса русских старообрядцев. <...> Хотя мы и заметили, что, благодаря известным условиям, просветительные стремления в расколе с
особенною интенсивностью сказались именно в последнее время, тем не менее не следует, однако,
думать, что прошлая история раскола совершенно лишена всяких прогрессивных задатков и стремлений. <...> Без всякого преувеличения можно положительно утверждать, что в старинной Руси
раскольник являлся умственно гораздо развитие, осмысленнее православного. <...> В старинной Руси -- говорит он -грамота была вообще редкостью, -- раскольник же читал и пытался создать себе учение; "в старинной
Руси господствовало отсутствие мысли и невозмутимое подчинение авторитету властвующих, --
раскольник любил мыслить, спорить <...>
Запросы_и_проявления_умственной_жизни_в_расколе.pdf
Александр Степанович Пругавин
Запросы и проявления умственной жизни в расколе
Изд: "Русская мысль",М., 1884. -- Год пятый, кн. I. -- С. 161-199.
Оригинал в формате PDF: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=785
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
А.С.Пругавин
Запросы и проявления умственной жизни в расколе
("Русская мысль",М., 1884. -- Год пятый, кн. I. -- С. 161-199.)
В нашей литературе давно уже установились два вполне определенные, но диаметральнопротивоположные
между собою взгляда на значение раскола-старообрядчества с точки зрения культуры и
прогресса. Одни из писателей (главным образом, духовного звания и ведомства) с давних пор привыкли
видеть в расколе лишь "одну тупую любовь к старине, бессмысленную привязанность к букве; его
считают плодом невежества, противодействием просвещению борьбою окаменелого обычая с подвижною
наукою".
Другие, наоборот, признают раскол "крупным явлением народного умственного прогресса" и
доказывают, что "в нашей истории раскол был едва ли не единственным явлением, когда русский народ, -не
в отдельных личностях, а в целых массах, -- без руководства и побуждения со стороны власти или лиц,
стоящих на степени высшей по образованию, показал своеобразную деятельность в области мысли и
убеждения" (Н. И. Костомаров*).
Быть может, оба эти мнения нуждаются в некоторых поправках и оговорках. Но мы не будем
входить здесь в разбор и оценку этих взглядов, тан как цель нашей настоящей статьи несколько иная.
Дело вот в чем.
В последнее время, под влиянием новых общественных условий, созданных всем ходом нашей
жизни и расшевеливших народное сознание, в среде русского старообрядчества все сильнее и заметнее
пробиваются наружу и заявляют о себе запросы умственной, интеллектуальной жизни.
*) "История раскола у раскольников". "Вестник Европы", 1871 г., No 4, стр. 469.
162
Цель настоящего очерка -- воочию показать, до какой степени назрели эти потребности и как
настоятельно необходимо немедленное же удовлетворение давно наболевших нужд и запросов
умственной, духовной жизни многочисленного класса русских старообрядцев. И так, припомним факты,
которые так или иначе освещают различные стороны поставленного нами вопроса.
I.
Порывы к свету.
Хотя мы и заметили, что, благодаря известным условиям, просветительные стремления в расколе с
особенною интенсивностью сказались именно в последнее время, тем не менее не следует, однако,
думать, что прошлая история раскола совершенно лишена всяких прогрессивных задатков и стремлений.
Отнюдь нет. Без всякого преувеличения можно положительно утверждать, что в старинной Руси
раскольник являлся умственно гораздо развитие, осмысленнее православного.
Г. Костомаров прекрасно оттеняет разницу в умственном складе и направлении, какая
существовала между раскольником и православным прежнего времени. В старинной Руси -- говорит он -грамота
была вообще редкостью, -- раскольник же читал и пытался создать себе учение; "в старинной
Руси господствовало отсутствие мысли и невозмутимое подчинение авторитету властвующих, -
Стр.1