Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 483149)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Запросы и проявления умственной жизни в расколе

0   0
Первый авторПругавин Александр Степанович
Страниц21
ID9583
Аннотация"(""Русская мысль"", М., 1884. - Год пятый, кн. I. - С. 161-199.)"
Кому рекомендованоРелигия
Пругавин, А.С. Запросы и проявления умственной жизни в расколе : Очерк / А.С. Пругавин .— 1884 .— 21 с. — История

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Александр Степанович Пругавин Запросы и проявления умственной жизни в расколе Изд: "Русская мысль", М., 1884. <...> А.С.Пругавин Запросы и проявления умственной жизни в расколе ("Русская мысль", М., 1884. <...> Другие, наоборот, признают раскол "крупным явлением народного умственного прогресса" и доказывают, что "в нашей истории раскол был едва ли не единственным явлением, когда русский народ, -не в отдельных личностях, а в целых массах, -- без руководства и побуждения со стороны власти или лиц, стоящих на степени высшей по образованию, показал своеобразную деятельность в области мысли и убеждения" (Н. И. Костомаров*). <...> В последнее время, под влиянием новых общественных условий, созданных всем ходом нашей жизни и расшевеливших народное сознание, в среде русского старообрядчества все сильнее и заметнее пробиваются наружу и заявляют о себе запросы умственной, интеллектуальной жизни. <...> 162 Цель настоящего очерка -- воочию показать, до какой степени назрели эти потребности и как настоятельно необходимо немедленное же удовлетворение давно наболевших нужд и запросов умственной, духовной жизни многочисленного класса русских старообрядцев. <...> Хотя мы и заметили, что, благодаря известным условиям, просветительные стремления в расколе с особенною интенсивностью сказались именно в последнее время, тем не менее не следует, однако, думать, что прошлая история раскола совершенно лишена всяких прогрессивных задатков и стремлений. <...> Без всякого преувеличения можно положительно утверждать, что в старинной Руси раскольник являлся умственно гораздо развитие, осмысленнее православного. <...> В старинной Руси -- говорит он -грамота была вообще редкостью, -- раскольник же читал и пытался создать себе учение; "в старинной Руси господствовало отсутствие мысли и невозмутимое подчинение авторитету властвующих, -- раскольник любил мыслить, спорить <...>
Запросы_и_проявления_умственной_жизни_в_расколе.pdf
Александр Степанович Пругавин Запросы и проявления умственной жизни в расколе Изд: "Русская мысль",М., 1884. -- Год пятый, кн. I. -- С. 161-199. Оригинал в формате PDF: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=785 OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) А.С.Пругавин Запросы и проявления умственной жизни в расколе ("Русская мысль",М., 1884. -- Год пятый, кн. I. -- С. 161-199.) В нашей литературе давно уже установились два вполне определенные, но диаметральнопротивоположные между собою взгляда на значение раскола-старообрядчества с точки зрения культуры и прогресса. Одни из писателей (главным образом, духовного звания и ведомства) с давних пор привыкли видеть в расколе лишь "одну тупую любовь к старине, бессмысленную привязанность к букве; его считают плодом невежества, противодействием просвещению борьбою окаменелого обычая с подвижною наукою". Другие, наоборот, признают раскол "крупным явлением народного умственного прогресса" и доказывают, что "в нашей истории раскол был едва ли не единственным явлением, когда русский народ, -не в отдельных личностях, а в целых массах, -- без руководства и побуждения со стороны власти или лиц, стоящих на степени высшей по образованию, показал своеобразную деятельность в области мысли и убеждения" (Н. И. Костомаров*). Быть может, оба эти мнения нуждаются в некоторых поправках и оговорках. Но мы не будем входить здесь в разбор и оценку этих взглядов, тан как цель нашей настоящей статьи несколько иная. Дело вот в чем. В последнее время, под влиянием новых общественных условий, созданных всем ходом нашей жизни и расшевеливших народное сознание, в среде русского старообрядчества все сильнее и заметнее пробиваются наружу и заявляют о себе запросы умственной, интеллектуальной жизни. *) "История раскола у раскольников". "Вестник Европы", 1871 г., No 4, стр. 469. 162 Цель настоящего очерка -- воочию показать, до какой степени назрели эти потребности и как настоятельно необходимо немедленное же удовлетворение давно наболевших нужд и запросов умственной, духовной жизни многочисленного класса русских старообрядцев. И так, припомним факты, которые так или иначе освещают различные стороны поставленного нами вопроса. I. Порывы к свету. Хотя мы и заметили, что, благодаря известным условиям, просветительные стремления в расколе с особенною интенсивностью сказались именно в последнее время, тем не менее не следует, однако, думать, что прошлая история раскола совершенно лишена всяких прогрессивных задатков и стремлений. Отнюдь нет. Без всякого преувеличения можно положительно утверждать, что в старинной Руси раскольник являлся умственно гораздо развитие, осмысленнее православного. Г. Костомаров прекрасно оттеняет разницу в умственном складе и направлении, какая существовала между раскольником и православным прежнего времени. В старинной Руси -- говорит он -грамота была вообще редкостью, -- раскольник же читал и пытался создать себе учение; "в старинной Руси господствовало отсутствие мысли и невозмутимое подчинение авторитету властвующих, -
Стр.1