Александр Степанович Пругавин
Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством
Изд: Пругавин А.С. <...> С.-Петербург,
22 мая 1904 г.
Монастырские тюрьмы и монастырские узники. <...> Особенно широкой известностью пользовалась в обществе тюрьма Соловецкого монастыря, куда в
прежние времена ссылались не только религиозные, но и государственные преступники, которые по
терминологии той эпохи величались "ворами и бунтовщиками". <...> Ссылка в Соловецкий монастырь
религиозных и государственных преступников широко практиковалась уже в половине XVI столетия, в
царствование Иоанна Грозного. <...> Затем, в течение XVII, XVIII и первой половины XIX столетия тюрьма
Соловецкого монастыря нередко была переполнена заключенными. <...> Основателями его были преподобный
Евфимий и великий князь Суздальский и Нижегородский Борис Константинович. <...> И вот, постепенно
Спасо-Евфимиев монастырь обносится высокими, необыкновенно массивными стенами, башнями,
"обзаводится пушками, пищалями, бердышами, воинской броней" и, таким образом, мало-помалу
обращается в "колоссальную твердыню", в "грозную неприступную крепость", -- как говорится в
описании этого монастыря 001 . <...> Местом ссылки и заточения Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь становится с 1766 года, со
времени Высочайшего указа Екатерины II-й, в котором, между прочим, писалось: "сосланных из бывшей
тайной канцелярии для исправления в уме в разные монастыри колодников, по именам десять человек,
для лучшего за ними присмотра и сохранения их жизни, равно, чтобы от них какого, по безумию их, вреда
кому учинено не было, свести из некоторых, состоящих в Московской губернии монастырей, в СпасоЕвфимиев монастырь, определяя для смотрения за ними воинскую команду от суздальской
провинциальной канцелярии". <...> Уведомляя об этом Высочайшем повелевши архимандрита Спасо-Евфимиевского монастыря
Ефрема, Святейший Синод в свою <...>
Монастырские_тюрьмы_в_борьбе_с_сектантством.pdf
Александр Степанович Пругавин
Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством
Изд: Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. (К вопросу о
веротерпимости). Москва, "Посредник", Серия "Для интеллигентных читателей", 1905.
Оригинал: http://timophey2007.narod.ru/prug.html
[]
От автора.
Статьи, вошедшие в эту брошюру, первоначально были напечатаны в газете "Право" за время
1902-1904 годы.
В виду того, что вопрос, затронутый в этих статях, не может не интересовать значительной части
русского общества и народа, автор решил выпустить их отдельной брошюрой, имея в виду этим самым
еще раз напомнить о печальной аномалии, уцелевшей в нашей жизни от далеких веков религиозной
нетерпимости.
За время появления наших статей, посвященных этому вопросу, состоялось весьма важное
правительственное мероприятие, которое нельзя не приветствовать с полною искренностью и которое, без
всякого сомнения, внесет отрадное чувство нравственною удовлетворенья в душу многих миллионов
русских людей. Мы говорим о полном упразднении известной исторической тюрьмы, находившейся в
Соловецком монастыре. Упразднение это состоялось осенью прошлого 1903 года.
Обстоятельство это дает основание и право надеяться, что та же самая участь ожидает -- быть
может, даже в самом непродолжительном времени и все остальные тюрьмы, которые до сих пор еще, к
сожалению, уцелели в некоторых, весьма немногих, монастырях.
Подобная мера явилась бы первым поучительным шагом по пути осуществления тех заветов
веротерпимости, которые столь торжественно были провозглашены в памятном всем манифесте 26
февраля 1903 года.
С.-Петербург,
Стр.1