Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 483218)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Программа для собирания сведений о русском расколе, или сектантстве

0   0
Первый авторПругавин Александр Степанович
Страниц13
ID9580
Кому рекомендованоРелигия
Пругавин, А.С. Программа для собирания сведений о русском расколе, или сектантстве : Статья / А.С. Пругавин .— 1881 .— 13 с. — История

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Александр Степанович Пругавин Программа для собирания сведений о русском расколе, или сектантстве Date: 10 декабря 2008 Изд: Социология в России XIX -- начала XX. <...> OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) ПРОГРАММА ДЛЯ СОБИРАНИЯ СВЕДЕНИЙ О РУССКОМ РАСКОЛЕ, ИЛИ СЕКТАНТСТВЕ1 1 Из журн. <...> ДВА СЛОВА ЧИТАТЕЛЮ Все сильнее, все заметнее обнаруживается в нашем обществе стремление ближе и теснее сойтись с народом, узнать его, изучить, понять -- понять ту многомиллионную массу серого люда, что несет на своих плечах всю тяжесть современного строя, современной цивилизации, Предоставив почтительно нам Погружаться в искусства, в науки, Предаваться страстям и мечтам. <...> Наконец, начинают обращать внимание и на раскол, или сектантство. <...> В прошлом году в "Известиях Императорского Русского Географического Общества" был напечатан намеченный нами проект программы для изучения раскола. <...> За последнее время нами получен был целый ряд заявлений разных лиц о желании их начать изучение сектантства при помощи нашей программы. <...> Заговорит ли статья о духоборах -- ну так и знаешь, что тотчас же начнутся цитаты из брошюрки Новицкого, брошюрки, изданной ровно пятьдесят лет тому назад и до сих пор составляющей единственное сколько-нибудь самостоятельное исследование об этой в высшей степени интересной секте. <...> Оставим же на время город с его казармами и ростовщиками, с его жандармами и камелиями, с его прелюбодеями мысли и слова и пойдем в деревню -- пойдем в деревню и поищем в ней ответы на те "проклятые вопросы", что так давно, так болезненно накипели у всех на душе. <...> ПРОГРАММА для собирания сведений о русском расколе, или сектантстве I Общий характер сект и распространенность их в изучаемом районе <...> Какие именно секты и объединения встречаются в изучаемой местности? <...> Указать на те пункты, в которых живут сектанты (города, волости, села, хутора). <...> Как называют себя последователи той или другой секты? <...> Не встречаются <...>
Программа_для_собирания_сведений_о_русском_расколе,_или_сектантстве.pdf
Александр Степанович Пругавин Программа для собирания сведений о русском расколе, или сектантстве Date: 10 декабря 2008 Изд: Социология в России XIX -- начала XX. М., Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) ПРОГРАММА ДЛЯ СОБИРАНИЯ СВЕДЕНИЙ О РУССКОМ РАСКОЛЕ, ИЛИ СЕКТАНТСТВЕ1 1 Из журн. "Русская мысль". 1881. No 3. ДВА СЛОВА ЧИТАТЕЛЮ Все сильнее, все заметнее обнаруживается в нашем обществе стремление ближе и теснее сойтись с народом, узнать его, изучить, понять -- понять ту многомиллионную массу серого люда, что несет на своих плечах всю тяжесть современного строя, современной цивилизации, Предоставив почтительно нам Погружаться в искусства, в науки, Предаваться страстям и мечтам. Изучают общину, изучают артели, кустарные промыслы, изучают юридические обычаи народа. Изучение это производится при посредстве особых программ, обращающих внимание исследователя на более важные, выдающиеся стороны этих вопросов. Наконец, начинают обращать внимание и на раскол, или сектантство. В прошлом году в "Известиях Императорского Русского Географического Общества" был напечатан намеченный нами проект программы для изучения раскола. Будучи отпечатан в ограниченном количестве экземпляров, проект этот получил весьма незначительное распространение. Между тем в обществе интерес к этому вопросу, несомненно, растет все более и более. За последнее время нами получен был целый ряд заявлений разных лиц о желании их начать изучение сектантства при помощи нашей программы. Эти лица просили или снабдить их программами, или указать, где бы можно было приобрести их. Это обстоятельство заставило нас дополнить, изменить или вообще переработать составленный прежде проект программы и дать ему возможно более широкое распространение. Редакция "Русской мысли" предложила нам страницы своего журнала и по отпечатании выразила готовность пустить эту программу в виде отдельных оттисков. Теперь не проходит месяца без того, чтобы в журналах не появилась статья о расколе, или сектантстве. Публика прилежно читает и перечитывает эти статьи, но, увы, чаще всего из этого чтения выносится лишь одно чувство -- чувство неудовлетворенности и разочарования. Публика жалуется, что в журнальных статьях по расколу сообщается очень мало нового, что все они носят чересчур компилятивный характер, пережевывая давным-давно известные факты, наблюдения и данные. Заговорит ли статья о духоборах -- ну так и знаешь, что тотчас же начнутся цитаты из брошюрки Новицкого, брошюрки, изданной ровно пятьдесят лет тому назад и до сих пор составляющей единственное сколько-нибудь самостоятельное исследование об этой в высшей степени интересной секте. Заговорит ли автор о молоканах -- немедленно являются на сцену необходимые ссылки и выписки из статьи Г. Костомарова, статьи, составленной на основании наблюдений, произведенных автором в сороковых годах, и т. д. Но все эти статьи ничего не говорят нам о том, как и чем живет народная мысль теперь, сейчас вот, в эти роковые годы, что всего более волнует и занимает ее, о чем болеет народное чувство... Как же узнать все это? Ответ напрашивается сам собою. Чтобы узнать это, нужно видеть народ, нужно слышать его речь, нужно жить среди него, нужно не бояться этого царства дымных, душных хат, дырявых лаптей,
Стр.1