Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01160697.htm
Протопопов (Михаил Алексеевич) - талантливый критик. Родился в 1848 году, сын чиновника
города Чухломы, внучатный племянник тобольского архиепископа Афанасия Протопопова. Учился в
московском Константиновском межевом институте и некоторое время служил офицером-топографом. На
литературное поприще выступил в 1877 году (под псевдонимом Н. Морозов) статьей "Литературная
злоба дня" в "Отечественных Записках", где до закрытия журнала был постоянным сотрудником по
отделу "новых книг". В 1878 году принимал деятельное участие в газете "Русская Правда", в начале 80-х
годов в "Слове", "Устоях" и "Деле". В 1884 году был арестован и после 6-месячного заключения выслан
на несколько лет в Чухлому. В конце 80-х годов писал в "Северном Вестнике", в 90-х годах - деятельный
сотрудник "Русской Мысли" и "Русского Богатства". Часть критических статей Протопопова собрана им
в книге "Литературно-критические характеристики" (Санкт-Петербург, 1894; 2-е изд., без перемен, 1898).
Отдельно вышла также книжка о Белинском в биографической библиотеке Ф.Ф. Павленкова (2 изд.).
Протопопов всецело примыкает к публицистической школе русской критики. Чисто литературные
стороны произведения его совершенно не занимают, и все его внимание обращено исключительно на
анализ общественных и нравственных явлений, затрагиваемых данным произведением. В своих взглядах
и симпатиях Протопопов до последнего времени был прямолинейным выразителем взглядов
Добролюбова, Писарева и Чернышевского. В статьях последнего времени проглядывают элементы
мистицизма. Как теоретик, Протопопов мало оригинален. Не представляет он интереса и как ценитель
литературных произведений, непосредственно художественные качества которых и не интересуют его, и
не всегда им в полной мере определяются. Но его статьям придает интерес талантливость изложения,
достигающая настоящего блеска в статьях насмешливых. У Протопопова замечательный юмор, чуждый
вульгарности и изящный. Статьи и библиографические заметки, где он кого-нибудь вышучивает,
принадлежат к лучшим образчикам тонко-литературного остроумия. С. В.
Гольдинер В. Протопопов // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 9. -М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. - Стб. 338-339.
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-3382.htm
ПРОТОПОПОВ Михаил Алексеевич [1848-1915] - лит-ый критик. Печатался в "Отечественных
записках", в "Устоях", "Слове", "Деле" и "Русском богатстве". В 1884 лит-ая деятельность П. была
прервана арестом. В конце 80-х гг. П. возобновил свою деятельность в "Северном вестнике", в 90-х гг.
участвовал в "Русском богатстве" и "Русской мысли".
Мировоззрение П. сформировалось в 70-х гг. под влиянием народников - Лаврова и
Михайловского. Народнический характер его общественно-политических взглядов нашел свое наиболее
полное выражение в статье "Литературная злоба дня" ("Отечественные записки", 1877, под псевд. Н.
Морозов). Как народник П. выступал сторонником идейного искусства. Он утверждал, что лит-ра до сих
пор занималась гл. обр. вопросами индивидуальной нравственности, теперь же она должна перейти к
разработке социальных вопросов. Произведения психологические должны уступить место
произведениям социально-тенденциозным. Подлинным видом лит-ой критики П. считал критику
публицистическую. С точки зрения публицистической критики, как ее понимал П., художественное
произведение - не более как удобный повод для критика формулировать свои воззрения на жизнь и ее
явления. Вопросы же генезиса творчества писателя, особенностей его таланта и его художественной
манеры П. оставлял в удел пренебрежительно третируемой им исторической и эстетической критике. П.
писал о Гл. Успенском, Решетникове, Златовратском, Надсоне, Якубовиче и др.
Выступив на лит-ом поприще как представитель разночинной народнической интеллигенции,
отражавшей интересы мелкого товаропроизводителя, П., по мере развития капитализма и разложения в
связи с этим мировоззрения народничества, все более эволюционировал в сторону либерализма. Однако
оставшиеся в его мировоззрении народнические иллюзии мешали ему понять прогрессивность
капитализма. Отсюда борьба, к-рую П. одновременно вел с "последовательными" народниками,
сохранившими веру в "устои" и идеализирующими мужика, и с выступившим на общественную арену
марксизмом. В какой мере для П. осталось чуждо и непонятно значение марксизма, можно судить по
тому напр., что он рассматривал марксизм в теснейшей связи с символизмом и декадентством, с
которыми также вел ожесточенную борьбу.
Положительные идеи П. сводились к примитивно-культурническому требованию просвещения
масс как панацеи от всех зол: "Чему учить народ? Учите его тому, что хорошо знаете и чему придаете
цену сами. Сельский хозяин пусть учит агрономии, учитель - грамоте, священник - религии, техник -
Стр.1