Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Протопопов М. А.: Биографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID9575
АннотацияОб авторе (Протопопов Михаил Алексеевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Протопопов М. А.: Биографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 2000 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/9575 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01160697.htm Протопопов (Михаил Алексеевич) - талантливый критик. <...> Родился в 1848 году, сын чиновника города Чухломы, внучатный племянник тобольского архиепископа Афанасия Протопопова. <...> На литературное поприще выступил в 1877 году (под псевдонимом Н. Морозов <...> ) статьей "Литературная злоба дня" в "Отечественных Записках", где до закрытия журнала был постоянным сотрудником по отделу "новых книг". <...> В 1878 году принимал деятельное участие в газете "Русская Правда", в начале 80-х годов в "Слове", "Устоях" и "Деле". <...> В 1884 году был арестован и после 6-месячного заключения выслан на несколько лет в Чухлому. <...> В конце 80-х годов писал в "Северном Вестнике", в 90-х годах - деятельный сотрудник "Русской Мысли" и "Русского Богатства". <...> Часть критических статей Протопопова собрана им в книге "Литературно-критические характеристики" (Санкт-Петербург, 1894; 2-е изд., без перемен, 1898). <...> Отдельно вышла также книжка о Белинском в биографической библиотеке Ф.Ф. Павленкова (2 изд.) <...> . Протопопов всецело примыкает к публицистической школе русской критики. <...> Чисто литературные стороны произведения его совершенно не занимают, и все его внимание обращено исключительно на анализ общественных и нравственных явлений, затрагиваемых данным произведением. <...> В своих взглядах и симпатиях Протопопов до последнего времени был прямолинейным выразителем взглядов Добролюбова, Писарева и Чернышевского. <...> В статьях последнего времени проглядывают элементы мистицизма. <...> Не представляет он интереса и как ценитель литературных произведений, непосредственно художественные качества которых и не интересуют его, и не всегда им в полной мере определяются. <...> Но его статьям придает интерес талантливость изложения, достигающая настоящего блеска в статьях насмешливых. <...> Статьи и библиографические заметки, где он кого-нибудь вышучивает, принадлежат к лучшим образчикам тонко-литературного остроумия. <...> Печатался <...>
Протопопов_М._А._Биографическая_справка.pdf
Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01160697.htm Протопопов (Михаил Алексеевич) - талантливый критик. Родился в 1848 году, сын чиновника города Чухломы, внучатный племянник тобольского архиепископа Афанасия Протопопова. Учился в московском Константиновском межевом институте и некоторое время служил офицером-топографом. На литературное поприще выступил в 1877 году (под псевдонимом Н. Морозов) статьей "Литературная злоба дня" в "Отечественных Записках", где до закрытия журнала был постоянным сотрудником по отделу "новых книг". В 1878 году принимал деятельное участие в газете "Русская Правда", в начале 80-х годов в "Слове", "Устоях" и "Деле". В 1884 году был арестован и после 6-месячного заключения выслан на несколько лет в Чухлому. В конце 80-х годов писал в "Северном Вестнике", в 90-х годах - деятельный сотрудник "Русской Мысли" и "Русского Богатства". Часть критических статей Протопопова собрана им в книге "Литературно-критические характеристики" (Санкт-Петербург, 1894; 2-е изд., без перемен, 1898). Отдельно вышла также книжка о Белинском в биографической библиотеке Ф.Ф. Павленкова (2 изд.). Протопопов всецело примыкает к публицистической школе русской критики. Чисто литературные стороны произведения его совершенно не занимают, и все его внимание обращено исключительно на анализ общественных и нравственных явлений, затрагиваемых данным произведением. В своих взглядах и симпатиях Протопопов до последнего времени был прямолинейным выразителем взглядов Добролюбова, Писарева и Чернышевского. В статьях последнего времени проглядывают элементы мистицизма. Как теоретик, Протопопов мало оригинален. Не представляет он интереса и как ценитель литературных произведений, непосредственно художественные качества которых и не интересуют его, и не всегда им в полной мере определяются. Но его статьям придает интерес талантливость изложения, достигающая настоящего блеска в статьях насмешливых. У Протопопова замечательный юмор, чуждый вульгарности и изящный. Статьи и библиографические заметки, где он кого-нибудь вышучивает, принадлежат к лучшим образчикам тонко-литературного остроумия. С. В. Гольдинер В. Протопопов // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 9. -М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. - Стб. 338-339. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-3382.htm ПРОТОПОПОВ Михаил Алексеевич [1848-1915] - лит-ый критик. Печатался в "Отечественных записках", в "Устоях", "Слове", "Деле" и "Русском богатстве". В 1884 лит-ая деятельность П. была прервана арестом. В конце 80-х гг. П. возобновил свою деятельность в "Северном вестнике", в 90-х гг. участвовал в "Русском богатстве" и "Русской мысли". Мировоззрение П. сформировалось в 70-х гг. под влиянием народников - Лаврова и Михайловского. Народнический характер его общественно-политических взглядов нашел свое наиболее полное выражение в статье "Литературная злоба дня" ("Отечественные записки", 1877, под псевд. Н. Морозов). Как народник П. выступал сторонником идейного искусства. Он утверждал, что лит-ра до сих пор занималась гл. обр. вопросами индивидуальной нравственности, теперь же она должна перейти к разработке социальных вопросов. Произведения психологические должны уступить место произведениям социально-тенденциозным. Подлинным видом лит-ой критики П. считал критику публицистическую. С точки зрения публицистической критики, как ее понимал П., художественное произведение - не более как удобный повод для критика формулировать свои воззрения на жизнь и ее явления. Вопросы же генезиса творчества писателя, особенностей его таланта и его художественной манеры П. оставлял в удел пренебрежительно третируемой им исторической и эстетической критике. П. писал о Гл. Успенском, Решетникове, Златовратском, Надсоне, Якубовиче и др. Выступив на лит-ом поприще как представитель разночинной народнической интеллигенции, отражавшей интересы мелкого товаропроизводителя, П., по мере развития капитализма и разложения в связи с этим мировоззрения народничества, все более эволюционировал в сторону либерализма. Однако оставшиеся в его мировоззрении народнические иллюзии мешали ему понять прогрессивность капитализма. Отсюда борьба, к-рую П. одновременно вел с "последовательными" народниками, сохранившими веру в "устои" и идеализирующими мужика, и с выступившим на общественную арену марксизмом. В какой мере для П. осталось чуждо и непонятно значение марксизма, можно судить по тому напр., что он рассматривал марксизм в теснейшей связи с символизмом и декадентством, с которыми также вел ожесточенную борьбу. Положительные идеи П. сводились к примитивно-культурническому требованию просвещения масс как панацеи от всех зол: "Чему учить народ? Учите его тому, что хорошо знаете и чему придаете цену сами. Сельский хозяин пусть учит агрономии, учитель - грамоте, священник - религии, техник -
Стр.1