Феофан Прокопович
Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Великаго
Антихриста... <...> Показание[1]
прореченнаго прежде в словесех Б[о]жиих и давно уже явившагося в мире
Великаго Антихриста[2]
чрез характиры его, в Священном писании предложенныя, и по его явлении от многих прешедших
лет узнанныя, и ныне ясно видимыя на нем, на пользу прямым истины искателям и рачителем спасения
своего и на обличение мятежником, мир в отечестве нашем злобно терзающим и, равным безумию своему
беззаконием, в Б[о]говенчанных владетельных христах Г[оспо]дних показать суетно желающим
Антихриста. <...> Означил ли Бог известные Антихристу характиры ? где и показуется первый характир Антихристов. <...> л. 2 об.
так и многонародныя сословия отводя от пути спасения и на путь погибельный наводя, однакож
изобрел он главнейшее на пагубу рода человеческаго орудие, то есть умыслил взыскать себе в самом же
человеческом роде служителей, путь спасения, Христом устроенный, помрачающих, то е[сть] многих
лжехристов и лжепророк, которые обычно нарицаются еретики. <...> Но и зде великое обретаем разнствие, ибо хотя и
всякий еретик, истинну развращающий, Антихрист есть, однакож потщился Диавол изобрести и устроити
всех еретиков злейшаго и хитростнейшаго еретика, которой бы не некую некоего народа часть, но многия
и многолюдныя народы повреждал и был бы селский лстец и развратник. <...> И таковаго зде нарицаем
великим Антихристом, ибо таковаго явственно от прочих еретиков отличает писание, Иоанн Апостол в
первом послании в главе 2, стих 18 ("слышасте, - рече, - яко Антихрист // <...> Но от них отменнаго и еще будущаго показует
человека беззакония, сына погибели, противника и прочая, и тот-то есть великий Антихрист. <...> Сие же крепко внушать надлежит, что яко не мощно бы познать Спасителя, есть ли б об Нем
простое только и безъобстоятельное было проречение, тако не мощно бы познать и губителя <...>
Показание_прореченнаго_прежде_в_словесех_Божиих_и_давно_уже_явившагося_в_мире_Великаго_Антихриста....pdf
Феофан Прокопович
Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Великаго
Антихриста...
Оригинал здесь -- http://library.karelia.ru/library/html/prokopovich.html
л. 1.
Показание[1]
прореченнаго прежде в словесех Б[о]жиих и давно уже явившагося в мире
Великаго Антихриста[2]
чрез характиры его, в Священном писании предложенныя, и по его явлении от многих прешедших
лет узнанныя, и ныне ясно видимыя на нем, на пользу прямым истины искателям и рачителем спасения
своего и на обличение мятежником, мир в отечестве нашем злобно терзающим и, равным безумию своему
беззаконием, в Б[о]говенчанных владетельных христах Г[оспо]дних показать суетно желающим
Антихриста.
Дело показания сего совершается в предложении характиров, или начертаний, знаков и пятен
Антихристовых, каковыя в священных писаниях обретаются, и в примечании характиров тех в некоем
славном в мире владычестве. И того ради на две части разделено. Первая покажет описание безъименное
великаго Антихриста, по знатнейшим его характирам, каковыми он означается; //
л. 1 об.
а другая произнесет примечания характиров тех, - что оныя ясно видимы суть в еп[ис]к[о]пе
ветхаго Рима с владетельным его чрез многие лета наследствием, который обычно в народах словет и
именуется папа римский.
л. 2.
Часть 1.
Описание безъименное Антихриста Великаго по знатнейшим его характирам, или пятнам,
каковыми он в священных означается писаниях.
Глава 1.
Означил ли Бог известные Антихристу характиры ? где и показуется первый характир Антихристов.
Человеколюбивый Бог между безчисленными благоутробия своего к роду человеческому
знамении сия два главнейшия благодеяния показал. Первое: в устроении великаго своего промысла о
спасении нашем, что сделал послал в мир единороднаго своего сына воплотитись от Девы, страдания же и
горькую смерть за грехи всего мира претерпети. А другое сие, что подал нам оберегательство от
погибели, которую хотя и тленное наше естество, когда благодати Божией самовольно себя лишает,
различными грехопадениями приносит нам, однако же вящше тщится устроить нам душегубный враг
Диавол. Хотя и той разныя сопастает на погибель нашу сети, как особь всякаго человека, //
л. 2 об.
так и многонародныя сословия отводя от пути спасения и на путь погибельный наводя, однакож
изобрел он главнейшее на пагубу рода человеческаго орудие, то есть умыслил взыскать себе в самом же
человеческом роде служителей, путь спасения, Христом устроенный, помрачающих, то е[сть] многих
лжехристов и лжепророк, которые обычно нарицаются еретики. Нарицает же их Иоанн Апостол и
Антихристами в первом послании в главе 2, стихе 18[3]. Но и зде великое обретаем разнствие, ибо хотя и
всякий еретик, истинну развращающий, Антихрист есть, однакож потщился Диавол изобрести и устроити
всех еретиков злейшаго и хитростнейшаго еретика, которой бы не некую некоего народа часть, но многия
и многолюдныя народы повреждал и был бы селский лстец и развратник. И таковаго зде нарицаем
великим Антихристом, ибо таковаго явственно от прочих еретиков отличает писание, Иоанн Апостол в
первом послании в главе 2, стих 18 ("слышасте, - рече, - яко Антихрист //
л. 3.
грядет, и ныне мнози Антихристы быша"), где ясно некоего еще грядущаго Антихриста, от прочих
настоящих особливаго и отличнаго, показует. Подобне и Павел Апостол во втором послании к
Стр.1