Феофан Прокопович
Стихотворения
Оригинал здесь -- http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5096
Феофан Прокопович (1681-1736)
Феофан Прокопович был самым ярким и образованным литератором первой трети XVIII в. <...> Он
учился в Киеве, затем в Польше, Италии и Германии, где воспринял идеи рационализма и раннего
Просвещения. <...> Включившись в преобразовательную деятельность Петра I, Феофан стал его ближайшим сотрудником,
причем не только в сфере церковных реформ: кроме богословских трактатов, которые он писал, будучи
архиепископом и вице-президентом Синода, он составлял законодательные документы, работал над
педагогическими и историческими сочинениями, редактировал переводы и писал к ним предисловия. <...> Жестокий политик и блестящий полемист, он умело объяснял и обосновывал в многочисленных
проповедях политику Петра I. <...> Но Феофан-поэт в XVIII в. был почти неизвестен: при жизни опубликовано всего одно его
стихотворение, самое большое по объему и в трех языковых версиях (на русском, латинском и польском
языках) -- "Епиникион, то есть песнь победная" о Полтавской битве (1709), которое положило начало
русской победной оде. <...> Феофан отдавал предпочтение эпиграмме и элегии и одновременно одним
из первых использовал в поэзии приемы и мотивы народных песен, недаром ряд его стихотворений, в
которых особенно сильно выражено личное чувство, был положен на музыку, и они часто встречаются в
рукописных песенниках XVIII в., но без имени автора. <...> Проникновенно-интимный
характер переложений псалмов и элегий Феофана Прокоповича ставит их автора выше других поэтов
Петровской эпохи. <...> 72
"О суетный человече, рабе неключимый... <...> О суетный человече, рабе неключимый,
Как-то ты далеко бродишь мечтанми твоими! <...> А незапно день последний
Разрушит твой живот бедный. <...> А безумные печали
Знать того не допускали,
И злоба зверна
И спесь безмерна
Зело в том мешали. <...> Всяк себе в помощь <...>
Стихотворения.pdf
Феофан Прокопович
Стихотворения
Оригинал здесь -- http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5096
Феофан Прокопович (1681-1736)
Феофан Прокопович был самым ярким и образованным литератором первой трети XVIII в. Он
учился в Киеве, затем в Польше, Италии и Германии, где воспринял идеи рационализма и раннего
Просвещения. В 1704 г. он возвратился в Киев и стал преподавать поэтику и риторику, резко выступив
против схоластики и напыщенности в поэзии и красноречии. Уже в 1706 г. на него обратил внимание
Петр I, после чего началось быстрое возвышение Феофана сначала в Киеве, а с 1716 г. в Петербурге.
Включившись в преобразовательную деятельность Петра I, Феофан стал его ближайшим сотрудником,
причем не только в сфере церковных реформ: кроме богословских трактатов, которые он писал, будучи
архиепископом и вице-президентом Синода, он составлял законодательные документы, работал над
педагогическими и историческими сочинениями, редактировал переводы и писал к ним предисловия.
Жестокий политик и блестящий полемист, он умело объяснял и обосновывал в многочисленных
проповедях политику Петра I. Именно таким он предстает в стихотворении Г. Р. Державина "На
изображение Феофана" (1777):
Российской церкви столп, совета мудрый муж,
Философ, богослов, историк, пастырь душ.
Витийством слов его доднесь Россия блещет:
Петровым похвалам вселенна совосплещет.
Но Феофан-поэт в XVIII в. был почти неизвестен: при жизни опубликовано всего одно его
стихотворение, самое большое по объему и в трех языковых версиях (на русском, латинском и польском
языках) -- "Епиникион, то есть песнь победная" о Полтавской битве (1709), которое положило начало
русской победной оде. В дальнейшем бурная и богатая политическими событиями жизнь Феофана не
оставляла времени для занятий поэзией, поэтому его поэтическое наследие очень невелико, хотя и
разнообразно. Он писал стихи от случая к случаю, преимущественно для небольшого круга друзей и не
предназначал их для печати. Феофан отдавал предпочтение эпиграмме и элегии и одновременно одним
из первых использовал в поэзии приемы и мотивы народных песен, недаром ряд его стихотворений, в
которых особенно сильно выражено личное чувство, был положен на музыку, и они часто встречаются в
рукописных песенниках XVIII в., но без имени автора.
Публикуемые в настоящем издании стихотворения относятся к концу 1720-х -- началу 1730-х гг.
После смерти Петра I положение Феофана пошатнулось, и он оказался почти не у дел, оставшись без
своего державного покровителя, смерть которого искренне оплакивал. Проникновенно-интимный
характер переложений псалмов и элегий Феофана Прокоповича ставит их автора выше других поэтов
Петровской эпохи.
Автор вступ. статьи и коммент. С. И. Николаев
"О суетный человече, рабе неключимый..."
"Всяк себе в помощь вышняго предавый..."
Metaphrasis ps. 36
Metaphrasis ps. 72
Стр.1