Феофан Прокопович
Из трактата "О поэтическом искусстве"
Западов В. А. Русская литература XVIII века, 1770-1775. Хрестоматия
М., "Просвещение", 1979.
OCR Бычков М. Н.
КНИГА 1
В КОТОРОЙ ИЗЛАГАЮТСЯ ОБЩИЕ ПРАВИЛА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБРАЗОВАНИЮ ПОЭТА
ГЛАВА I
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ПРЕВОСХОДСТВО И ПОЛЬЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Что передают о начале Нила, славной египетской реки, почти то же можно сказать и о
происхождении поэзии. Говорят, что Нил скрыл свою главу (как это мы читаем у Овидия; Метаморфозы,
II), потому что неизвестно, откуда он начинается. Не менее сокрыты от человеческого знания и памяти
людей и начатки поэзии, но не потому, что это искусство -- самое славное из всех -- неприметно, а
потому, что оно уводит исследователей его происхождения в такую древность, что всякий
предполагаемый творец, оказывается, жил позже него... Уже задолго до потопа и немного спустя после
самого начала мира Юбал сын Ламехов назван в Писании зачинателем пения под кифару (Бытие, гл. IV).
Но необходимо было сперва петь человеческим голосом, как инструментом более близким и
естественным, чем кифара. Песни же без стиха, т. е. без известного числа звуков, связанного с напевом,
не могло быть. Итак, начало поэзии было древнее, чем сам Юбал, и даже нет никакого сомнения, что она
возникла у первого человека при самом сотворении мира. И я полагаю, что ...если рассматривать только
Природу, то убедишься, что чувство человеческое, в образе любви, было первым творцом поэзии. Ведь
любящие либо охвачены томлением по желанному предмету, либо радостью обладания. И тогда-то и
возникает из-за страстного нетерпения стремление к каким-то нежным жалобам. После же достижения
желаемого, сейчас же, бурно, не отдавая себе отчета, радуются, ликуют, пляшут и начинают петь, даже
невольно. Отсюда, очевидно, и возникла песня; но в обоих случаях (как это ясно при внимательном
рассмотрении) душу охватывает некое неистовство, которое и является зародышем поэтического
замысла...
Таким образом, поэзия, возникнув в колыбели самой природы, в течение многих веков
постепенно, как это бывает, набирала силы... Во-первых, сам предмет, которым обычно занимается
поэзия, придает ей огромную важность и ценность. Поэты сочиняют хвалы великим людям и память о их
славных подвигах передают потомству... Затем многие поэты поведали о тайнах природы и о
наблюдениях над движением небесных светил...
Столь великому значению поэзии не могут повредить и некоторые срамные стихотворения,
сочиненные людьми с большим, но бесстыдным дарованием... При внимательном рассмотрении ты
заметишь, что, как в наглом их стихоплетстве нет ничего трудного, так нет и ничего хорошего и даже
никакого искусства. Ведь для человека, размягшего от любовного безумия, нет ничего легче как
перебирать и в мыслях, и словесно все эти забавные садики, ручейки, цветочки, набеленные щеки,
убранные золотом волосы и тому подобные изящные пустяки. Это и грубая чернь, возбужденная оводом
похоти, дико распевает повсюду по деревням и на перекрестках. Но подобный вздор, хотя бы и
сочиненный весьма даровитым человеком, следует назвать скорее песенками распутных бабенок или чем
угодно другим, но не поэтическим произведением. И я не опасаюсь, что мне поставят здесь на вид
некоторых древних писателей, по всеобщему мнению причисленных к поэтам, которые, однако,
сочиняли весьма непристойные стихотворения, как например Плавт, Катулл, Овидий, Мардиал и другие.
Все они ради других своих благопристойных произведений удостоились называться поэтами. Впрочем, я
решительно заявляю, что они во многом погрешили против искусства, которому они себя посвятили,
поскольку в своих нечистых произведениях оскверняли поэзию и вредили нравственной стороне
Стр.1