[]
ПОТЕХИН, Алексей Антипович [1(13)VII. <...> Первые очерки писателя -- "Путь по Волге", "Уездный
городок Кинешма", "Забавы и удовольствия в городке" (1851--1852), опубликованные в "Московских
ведомостях" и журнале "Современник", несмотря на художественные несовершенства, представляли
этнографический интерес и были замечены литературной общественностью. <...> Впоследствии П.
сотрудничал также в журналах "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Русский вестник" и др. <...> П. сблизился с молодой редакцией журнала "Москвитянин", заметно повлиявшей
на формирование идейно-эстетической позиции молодого литератора. <...> Под непосредственным влиянием
драматургии А. Н. Островского была написана первая "мужицкая" драма П. <...> За ней последовали еще( две драмы из народного быта: "Брат и сестра" ("Шуба овечья -душа человечья", 1854), "Чужое добро впрок нейдет" (1855). <...> Мужицкий" цикл драм П. не был плохой
копией с москвитянинских пьес Островского, как полагали некоторые современники (А. А. Григорьев),
это был своего рода диалог о русском национальном характере. <...> Создавая условный мир, в котором протекает
действие, оба автора использовали элементы стилизации, изображали идеализированную
патриархальную семью с ее вековыми устоями. <...> Драматический элемент возникал в результате
столкновения этого хрупкого, незащищенного мира с действительностью. <...> Интерес к семейной
проблематике вытекал из желания видеть в укладе патриархальной семьи прообраз идеального
общественного устройства. <...> Яркие сценические ситуации П. часто строит на изображении "ужасного"
факта, события. <...> В подобной разработке мелодраматического начала сказалась натуралистическая
тенденция, что, с одной стороны, способствовало созданию эффектных сценических положений, с
другой -- утрировало открытия Островского. <...> Конфликты в "мужицких" драмах П. основаны на
столкновении патриархальных и новых <...>
Потехин_А._А._Биобиблиографическая_справка.pdf
[]
ПОТЕХИН, Алексей Антипович [1(13)VII.1829, Кинешма Костромской губ. -- 16(29).Х.1908,
Петербург] -- прозаик и драматург. Родился в небогатой дворянской семье. Учился в Костромской
гимназии, затем в Ярославском Демидовском лицее, где с золотой медалью закончил курс в 1849 г.
После недолгого пребывания на военной службе около двух лет состоял чиновником особых поручений
при костромском губернаторе.
На литературном поприще дебютировал в 1851 г. театральной рецензией в газете "Московские
ведомости" "Бенефис актера [С. В.] Шуйского". Первые очерки писателя -- "Путь по Волге", "Уездный
городок Кинешма", "Забавы и удовольствия в городке" (1851--1852), опубликованные в "Московских
ведомостях" и журнале "Современник", несмотря на художественные несовершенства, представляли
этнографический интерес и были замечены литературной общественностью. Впоследствии П.
сотрудничал также в журналах "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Русский вестник" и др.
В начале 50 гг. П. сблизился с молодой редакцией журнала "Москвитянин", заметно повлиявшей
на формирование идейно-эстетической позиции молодого литератора. Под непосредственным влиянием
драматургии А. Н. Островского была написана первая "мужицкая" драма П. "Суд людской -- не
божий" (1854). За ней последовали еще( две драмы из народного быта: "Брат и сестра" ("Шуба овечья -душа
человечья", 1854), "Чужое добро впрок нейдет" (1855). "Мужицкий" цикл драм П. не был плохой
копией с москвитянинских пьес Островского, как полагали некоторые современники (А. А. Григорьев),
это был своего рода диалог о русском национальном характере. Общий материал и метод исследования
породили сходство в некоторых существенных мотивах. Создавая условный мир, в котором протекает
действие, оба автора использовали элементы стилизации, изображали идеализированную
патриархальную семью с ее вековыми устоями. Драматический элемент возникал в результате
столкновения этого хрупкого, незащищенного мира с действительностью. Интерес к семейной
проблематике вытекал из желания видеть в укладе патриархальной семьи прообраз идеального
Стр.1