(1484-1531)
Его жизнь и реформаторская деятельность
Биографический очерк
1892
[]
Введение
Историю нового времени для Западной Европы принято начинать с великого переворота,
совершившегося в религиозном миросозерцании общества в первой четверти XVI века - переворота,
известного под названием Реформации. <...> Как и все великие перевороты, Реформация не произошла внезапно или случайно. <...> Лютер, Цвингли и Кальвин - вот те имена, вокруг которых группируются все события этого
периода. <...> Всякому рисуется более или менее
ясно героическая фигура безвестного дотоле монаха, когда он на Вормском сейме, один, перед лицом
императора и первых лиц империи, осмелился бросить перчатку могущественнейшему авторитету
папского престола. <...> Имена Лютера и Кальвина перешли и на их последователей: от них получили
свое название два основных течения в протестантизме - лютеранское и реформаторское, называемое
также кальвинистским. <...> Величайший реформатор Швейцарии, более всех
других реформаторов выразивший в своей деятельности тесную связь церковных вопросов с важнейшими
сторонами общественной и политической жизни, он не только не пользуется популярностью Лютера и
Кальвина в среде читающей публики, но в течение многих веков оставался непонятым даже в
специальной церковно-исторической литературе. <...> Только в сравнительно недавнее время эта многовековая несправедливость исторической науки по
отношению к Цвингли уступила место беспристрастной и вполне научной оценке его. <...> Труды таких
ученых, как Ранке, Баур, Блунчи, Гундесгаген и другие, выставили личность и значение Цвингли в
надлежащем свете, ярко обрисовали оригинальный характер его реформаторской деятельности. <...> Познакомить читающую публику с этим новым установившимся в науке взглядом на Цвингли,
представить на фоне эпохи, по возможности, рельефный образ этого третьего реформатора, известного
большею частью только по имени - вот задача предлагаемого биографического очерка <...>
Ульрих_Цвингли.pdf
Б. Д. Порозовская
Ульрих Цвингли
(1484-1531)
Его жизнь и реформаторская деятельность
Биографический очерк
1892
[]
Введение
Историю нового времени для Западной Европы принято начинать с великого переворота,
совершившегося в религиозном миросозерцании общества в первой четверти XVI века - переворота,
известного под названием Реформации.
Как и все великие перевороты, Реформация не произошла внезапно или случайно. Новые идеи
вырабатывались долго, веками. Медленно и постепенно нарастало недовольство существующим строем,
медленно, почти нечувствительно, освобождалась человеческая мысль от опутавших ее оков
средневековой схоластики и церковного авторитета. Правда, то здесь, то там еще задолго до Реформации
появлялись отдельные выдающиеся личности, раньше других сбросившие с себя это иго и громко
заявлявшие о необходимости реформ в церкви. Попытки их оказывались преждевременными, и смелые
новаторы платились за то, что брались лечить болезнь, не выждав кризиса. Но идеи Арнольда
Брешианского, Виклифа, Гуса и Иеронима Пражского не исчезли бесследно. Семена, посеянные ими,
прекрасно взошли и, когда наступило время, принесли обильные плоды.
С одной стороны, - крайнее вырождение римской церкви, нравственный упадок и невежество
духовенства, сопровождавшиеся полнейшей утратой его прежнего авторитета у народа, с другой, -
громадные успехи и распространение знания благодаря возрождению наук и искусств, благодаря
изобретению книгопечатания и целому ряду замечательных открытий в области географии и
астрономии, - вот те причины, которые во взаимодействии сделали вполне сознательным лишь смутно
ощущавшееся дотоле недовольство всем средневековым строем. В науке, в обществе повеяло новым
духом - духом свободного исследования, - и от этого мощного дуновения старые бессильные кумиры
должны были упасть со своих пьедесталов так же неизбежно, как неизбежно падение с дерева созревшего
плода.
Великое реформационное движение XVI века не ограничивалось, таким образом, переворотом в
Стр.1