Палтиель Каценельсон
Борис Поплавский - как поэт
(Доклад, прочитанный в Лит.-Арт. <...> Секции в Вильне на вечере "Содружества поэтов", посвященном
памяти Б. Поплавского <...> Они выливаются у них бессознательно, как акт
подсознательной деятельности их мозга; то, что продумывалось не наяву, а во сне, что оформилось без
участия мысли действенной, построенной логически на основании определенных общепринятых законов. <...> К таким пророческим словам следует отнести и стихи покойного Бориса Поплавского, написанные им
одиннадцать лет тому назад, когда поэт только перешагнул свой двадцатилетний возраст:
Я помню, смерть мне в младости певала:
Не дожидайся роковой поры. <...> Он полетел к ней всею несдержанностью, всей силой своего
юношеского существования, уже утомленного и надломленного годами эмиграции, тоской по родине,
философскими и поэтическими своими устремлениями. <...> Полетел - и сгорел преждевременно, как мотылек
на пламени свечи, быть может, благословляя в душе этот пожар. <...> Безусловно, Борис Поплавский не представляет собою звезды первой величины на русском,
поэтическом небосклоне. <...> В его сборнике стихов "Флаги", вышедшем четыре года тому назад в Париже в
издательстве "Чисел", очень много вещей посредственных, подражательных, даже слабых; очень много
вещей посредственных, подражательных, даже слабых; очень много вещей, которые рядовому читателю
не всегда ясны (а, ведь, ясность - первое условие настоящей поэзии). <...> Но на всем сборнике, кстати сказать,
содержащем стихи раннего периода творчества молодого поэта, лежит печать высокой талантливости; в
художественном его размахе, в сиянии образов, очень часто бьющих чрезмерной оригинальностью,
эпатирующих здоровый вкус чистых парнасцев почти искусственной вычурностью, могущей оттолкнуть
от себя даже наименее строгих критиков - все же чувствуется подлинный поэт, поэт Божией Милостью,
настоящий, "всамделишный" сумеющий <...>
Борис_Поплавский_-_как_поэт.pdf
Палтиель Каценельсон
Борис Поплавский - как поэт
(Доклад, прочитанный в Лит.-Арт. Секции в Вильне на вечере "Содружества поэтов", посвященном
памяти Б. Поплавского)
Оригинал здесь: Русские творческие ресурсы Балтии.
У поэтов бывают пророческие стихи. Они выливаются у них бессознательно, как акт
подсознательной деятельности их мозга; то, что продумывалось не наяву, а во сне, что оформилось без
участия мысли действенной, построенной логически на основании определенных общепринятых законов.
К таким пророческим словам следует отнести и стихи покойного Бориса Поплавского, написанные им
одиннадцать лет тому назад, когда поэт только перешагнул свой двадцатилетний возраст:
Я помню, смерть мне в младости певала:
Не дожидайся роковой поры.
Он не дожидался "роковой поры". Он полетел к ней всею несдержанностью, всей силой своего
юношеского существования, уже утомленного и надломленного годами эмиграции, тоской по родине,
философскими и поэтическими своими устремлениями. Полетел - и сгорел преждевременно, как мотылек
на пламени свечи, быть может, благословляя в душе этот пожар.
Безусловно, Борис Поплавский не представляет собою звезды первой величины на русском,
поэтическом небосклоне. В его сборнике стихов "Флаги", вышедшем четыре года тому назад в Париже в
издательстве "Чисел", очень много вещей посредственных, подражательных, даже слабых; очень много
вещей посредственных, подражательных, даже слабых; очень много вещей, которые рядовому читателю
не всегда ясны (а, ведь, ясность - первое условие настоящей поэзии). Но на всем сборнике, кстати сказать,
содержащем стихи раннего периода творчества молодого поэта, лежит печать высокой талантливости; в
художественном его размахе, в сиянии образов, очень часто бьющих чрезмерной оригинальностью,
эпатирующих здоровый вкус чистых парнасцев почти искусственной вычурностью, могущей оттолкнуть
от себя даже наименее строгих критиков - все же чувствуется подлинный поэт, поэт Божией Милостью,
настоящий, "всамделишный" сумеющий сбросить с себя с годами налет дешеваго позерства и
манерничания. И, действительно, в стихах последнего предсмертного периода Поплавский вырастает в
большого и тонкого художника, так что, сравнивая, например, его произведения, помещенные в сборнике
"Флаги", со стихотворениями, печатавшимися в толстых зарубежных журналах последних лет, в "Числах"
и в "Современных Записках" - просто удивляешься. Да, неужели это произведения одного и того же пера?
Для примера приведу несколько отрывков: Из "Флагов". Стихотворение "Двоецарствие".
Плывет, плывет табачная страна
Под солнцем небольшого абажура.
Я счастлив без конца по временам,
Приятно строить дымовую твердь,
Безславное завоеванье это.
Весна плывет, весна сползает в лето,
Жизнь пятится неосторожно в смерть.
Или другое стихотворение из "Флагов", озаглавленное "Подражание Жуковскому":
Обнаженная дева приходит и тонет.
Невозможное древо вздыхает в хитоне.
Он сошел в голубую долину стакана
Огнедышащий поезд, под ледник и канул.
Синий мирводяной неопасно ползет,
Тихий вол ледяной удила не грызет,
Безвозмездно летает опаснейший сон.
Восхищен, фиолетов и сладостен он.
Подходи, приходи, не естественный враг,
Стр.1