Родился в
1835 г. в семействе дьякона Петербургской малоохтенской кладбищенской
церкви. <...> Постоянное соприкосновение: с похоронами, панихидами, покойниками
не помешало ему расти мальчиком крепким и здоровым, закаленным упражнениями
на
местных
рыбных
промыслах. <...> В 8 лет он был определен в Александро-Невское духовное
училище, которое впоследствии и было им описано в знаменитых "Очерках
бурсы". <...> В четвертом очерке бурсы, под заглавием "Бегуны и спасенные",
Помяловский вывел самого себя под именем Карася. <...> Кулачное право, право
физически
сильного,
дерзкого и наглого царило над всеми остальными
сторонами товарищеской бурсацкой жизни; не найди маленький Помяловский себе
покровителя в лице одного из старших воспитанников бурсы, ему пришлось бы
совсем плохо. <...> Этот период ученической жизни выработал в нем недоверчивость,
скрытность,
озлобление
и
ненависть
к
окружающей
среде. <...> Неумелые
педагогические приемы тогдашних учителей, а также непонятные детскому уму и
бестолковые учебники отбили в Помяловском всякую охоту к учению и классным
занятиям: он рано стал лениться, оставался по несколько лет в классе и
понемногу обратился в бесшабашного, озлобленного и "отпетого" бурсака. <...> Его
жестоко пороли (всего, по собственному его счету, до четырехсот раз), а
потом и сечь перестали. <...> Пробыв в училище 8 лет, он перешел в семинарию, где
условия жизни были уже много лучше и где он впервые обрисовался в глазах
товарищей как человек большого ума, глубокого анализа и широких дарований. <...> И семинария, подобно училищу, мало давала пищи умам воспитанников, хотя
уроки русского языка, а в особенности логики и психологии, все же хоть
несколько вызывали интерес к занятиям и ставили вопросы, над которыми
приходилось задумываться. <...> Результатом этих размышлений явилось издание в
старшем
классе семинарии рукописного журнала "Семинарский листок", в
котором Помяловский принял самое деятельное участие. <...> Оживление, вызванное среди
воспитанников <...>
Н._Г._Помяловский_об_авторе.pdf
Н. Г. Помяловский: об авторе.
---------------------------------------------------------------------------Оригинал
здесь: Русский биографический словарь.
---------------------------------------------------------------------------Помяловский
(Николай Герасимович) - известный беллетрист. Родился в
1835 г. в семействе дьякона Петербургской малоохтенской кладбищенской
церкви. Постоянное соприкосновение: с похоронами, панихидами, покойниками
не помешало ему расти мальчиком крепким и здоровым, закаленным упражнениями
на местных рыбных промыслах.
Домашняя жизнь сложилась для него
благоприятно. В 8 лет он был определен в Александро-Невское духовное
училище, которое впоследствии и было им описано в знаменитых "Очерках
бурсы". В четвертом очерке бурсы, под заглавием "Бегуны и спасенные",
Помяловский вывел самого себя под именем Карася. Кулачное право, право
физически сильного,
дерзкого и наглого царило над всеми остальными
сторонами товарищеской бурсацкой жизни; не найди маленький Помяловский себе
покровителя в лице одного из старших воспитанников бурсы, ему пришлось бы
совсем плохо. Этот период ученической жизни выработал в нем недоверчивость,
скрытность,
озлобление и ненависть к окружающей среде. Неумелые
педагогические приемы тогдашних учителей, а также непонятные детскому уму и
бестолковые учебники отбили в Помяловском всякую охоту к учению и классным
занятиям: он рано стал лениться, оставался по несколько лет в классе и
понемногу обратился в бесшабашного, озлобленного и "отпетого" бурсака. Его
жестоко пороли (всего, по собственному его счету, до четырехсот раз), а
потом и сечь перестали. Пробыв в училище 8 лет, он перешел в семинарию, где
условия жизни были уже много лучше и где он впервые обрисовался в глазах
товарищей как человек большого ума, глубокого анализа и широких дарований.
И семинария, подобно училищу, мало давала пищи умам воспитанников, хотя
уроки русского языка, а в особенности логики и психологии, все же хоть
несколько вызывали интерес к занятиям и ставили вопросы, над которыми
приходилось задумываться. Результатом
этих размышлений явилось издание в
старшем классе семинарии рукописного журнала "Семинарский листок", в
котором Помяловский принял самое деятельное участие. Затаенным желанием
Помяловского было, чтобы "листок прошел через весь курс, и чтобы на его
страницах был выяснен идеал семинариста". Оживление, вызванное среди
воспитанников появлением журнала, имело и вредную сторону: они по ночам
устраивали танцы, театральные представления и разные оргии. Начальство
разузнало об этом, арестовало зачинщиков и исключило восемь человек -
наиболее способных и энергичных воспитанников. "Листок" захирел и прекратил
свое существование на 7-м выпуске. Помяловский поместил в нем несколько
философских рассуждений, например, "Попытка решить нерешенный и притом
философский вопрос: имеют ли животные душу?", а также начало рассказа
"Махилов". С прекращением "Листка" Помяловский снова отдался апатии и лени
и стал чаще и чаще предаваться пьянству. Он окончил курс предпоследним,
хотя под конец учебного курса начальство сумело разглядеть в его лице не
"окончательного дурака". По окончании курса Помяловский поселился у матери
на Охте, усиленно занявшись чтением и самообразованием; в этот период он
сильно увлекался педагогическими вопросами и обратил особенное внимание на
младшего брата. "Сам погиб, - говаривал он, - но брату погибнуть не дам и в
бурсу не пущу! Я расскажу ему все, до чего додумался: человеком, может
быть, сделаю". Тогда же он задумал писать педагогические статейки и очерки
и один из очерков, "Вукол", отдал в редакцию "Журнала для воспитания"
Чумикова. Статьи Добролюбова и Чернышевского оказали громадное влияние на
склад убеждений Помяловского; в том
сближение с представителями университетской молодежи. Он поступил вольным
слушателем в университет и особенно
же смысле подействовало на него и
увлекся лекциями М. М. Стасюлевича.
Вскоре он занялся преподавательской деятельностью в Шлиссельбургской
воскресной школе. Здесь он обратил на себя внимание своими оригинальными
методами преподавания; ему вскоре предложено было место учителя в младшем
классе Смольного института, где инспектором состоял Ушинский. В институте,
несмотря на блестящее начало его педагогической деятельности, дело не
пошло: он натолкнулся на рутину и косность, которые оказались сильнее его
новаторских стремлений. Не терпя сделок с совестью, Помяловский бросил
учительство, отказался от обеспечивавшего его места и снова остался без
всяких средств к жизни. Выручило его то, что около этого времени была
принята редакцией "Современника" повесть "Мещанское счастье" (1861). Он
познакомился с главными представителями редакции и сделался постоянным
Стр.1