Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

"По поводу последней повести графа Л. Н. Толстого ""Казаки"". (Письмо к редактору ""Времени"")"

0   0
Первый авторПолонский Яков Петрович
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID9492
Кому рекомендованоКритика
Полонский, Я.П. "По поводу последней повести графа Л. Н. Толстого ""Казаки"". (Письмо к редактору ""Времени"")" : Статья / Я.П. Полонский .— : [Б.и.], 1863 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/9492 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

По поводу последней повести графа Л. Н. Толстого "Казаки". <...> ТОЛСТОГО "КАЗАКИ" (ПИСЬМО КЪ РЕДАКТОРУ "ВРЕМЕНИ") ____ Лихорадочно-напряжонное состоянiе нашего общества всѣхъ выбиваетъ изъ колеи, въ особенности литераторовъ. <...> Романисты пускаются въ полемику, публицисты пишутъ романы, историки -драмы, лирическiе поэты -- статьи по хозяйственной части и очень можетъ быть, что экзекуторы скоро начнутъ стихи писать. <...> Я не критикъ, но по желанiю вашему пишу и посылаю къ вамъ критическiя замѣтки поповоду только-что прочитанной мною повѣсти "Казаки", соч. графа Л. Н. Толстого. <...> Я не стану излагать содержанiе повѣсти и буду кратокъ повозможности; скажу вамъ тоже что сказалъ бы я и самому автору, еслибъ постарому увидѣлся съ нимъ и еслибъ онъ спросилъ моего мнѣнiя. <...> Повѣсть "Казаки", есть произведенiе замѣчательнаго художника и въ тоже время не есть художественное произведенiе. <...> Еслибъ оно было таковымъ, я пришолъ бы отъ него въ такой восторгъ, что ничего бы написать не былъ въ состоянiи, да и самый восторгъ постарался бы скрыть отъ глазъ литературной братiи: никто не нашолъ бы въ немъ затаеннаго чувства патрiотической гордости и никто бы не повѣрилъ его искренности, -- до такой степени въ наши трудные дни потребность наслаждаться искуствами заглушена иными потребностями, которые вопiютъ, и требуютъ удовлетворенiя. <...> Но... произведенiе искуства тотъ же фактъ, точно такъ же какъ и всякое явленiе природы и точно такъ же достойно глубокаго изученiя. <...> Тѣмъ душевнымъ настроенiемъ, которыхъ печать лежитъ на лирической поэзiи, можно сочувствовать или не сочувствовать, можно покоряться, или не покоряться ихъ магическому влiянiю, но не спорить: если же это поэтъ объективный, романистъ, повѣствователь, драматургъ, вы будете имѣть дѣло <...>
По_поводу_последней_повести_графа_Л._Н._Толстого_Казаки._(Письмо_к_редактору_Времени).pdf
Полонский Я. П. По поводу последней повести графа Л. Н. Толстого "Казаки". (Письмо к редактору "Времени"). "Время", No 3, 1863 Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1863/march/kazaki.htm ПО ПОВОДУ ПОСЛѢДНЕЙ ПОВѢСТИ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО "КАЗАКИ" (ПИСЬМО КЪ РЕДАКТОРУ "ВРЕМЕНИ") ____ Лихорадочно-напряжонное состоянiе нашего общества всѣхъ выбиваетъ изъ колеи, въ особенности литераторовъ. Романисты пускаются въ полемику, публицисты пишутъ романы, историки -драмы, лирическiе поэты -- статьи по хозяйственной части и очень можетъ быть, что экзекуторы скоро начнутъ стихи писать. Я не критикъ, но по желанiю вашему пишу и посылаю къ вамъ критическiя замѣтки поповоду только-что прочитанной мною повѣсти "Казаки", соч. графа Л. Н. Толстого. Кто не читалъ самой повѣсти, тотъ лучше сдѣлаетъ, если прочтетъ ее прежде чѣмъ станетъ читать письмо мое. Я не стану излагать содержанiе повѣсти и буду кратокъ повозможности; скажу вамъ тоже что сказалъ бы я и самому автору, еслибъ постарому увидѣлся съ нимъ и еслибъ онъ спросилъ моего мнѣнiя. Повѣсть "Казаки", есть произведенiе замѣчательнаго художника и въ тоже время не есть художественное произведенiе. Еслибы оно было таковымъ, я не рѣшился бы взять на себя случайную роль судьи его. До уровня съ великими произведенiями искуства могутъ подниматься только великiе критики. Еслибъ оно было таковымъ, я пришолъ бы отъ него въ такой восторгъ, что ничего бы написать не былъ въ состоянiи, да и самый восторгъ постарался бы скрыть отъ глазъ литературной братiи: никто не нашолъ бы въ немъ затаеннаго чувства патрiотической гордости и никто бы не повѣрилъ его искренности, -- до такой степени въ наши трудные дни потребность наслаждаться искуствами заглушена иными потребностями, которые вопiютъ, и требуютъ удовлетворенiя. Напрасно сталъ бы я увѣрять, что отъ наслажденiй умственныхъ точно также плодятся идеи, какъ плодятся люди отъ наслажденiй чувственныхъ. Мнѣ на это скажутъ: мы и съ тѣми-то идеями, которыя кой-какъ добыли, не знаемъ куда дѣваться, какъ провести ихъ въ жизнь и проч., и проч. Напрасно я сталъ бы возражать, что отъ частныхъ или индивидуальныхъ идей еще далеко до идеи общей, всепокоряющей и всепроникающей, но что безъ первыхъ не будетъ и послѣдней, какъ безъ мелкихъ ручьевъ, и стоковъ не образуется ни одной большой рѣки. Что такое идеи! скажутъ мнѣ: -- идеи добываются фактами, а не вашими искуствами. Но... произведенiе искуства тотъ же фактъ, точно такъ же какъ и всякое явленiе природы и точно такъ же достойно глубокаго изученiя. Когда новое явленiе природы поражаетъ естествоиспытателя, онъ наслаждается имъ или безсознательно какъ и всякiй смертный, или сознательно, т.-е. изучаетъ его, находитъ ему мѣсто въ ряду другихъ явленiй, старается понять значенiе его для науки или для общества... Онъ можетъ долго и добросовѣстно изучать его, но спорить съ нимъ не можетъ. Точно такое же отношенiе критика къ истинно-художественному поэтическому созданiю: онъ можетъ изучать его, но спорить съ нимъ не можетъ. Да и кто бы могъ онъ оспаривать! Если произведенiе принадлежитъ лирическому поэту, носитъ на себѣ печать его личности (субъективное произведенiе), то поэтъ уже не поэтъ, если можно его оспаривать; да и есть ли возможность оспаривать человѣка, который иронически смѣется или горько плачетъ, если только вы вѣрите въ искренность его смѣха, въ непритворности слезъ его. Тѣмъ душевнымъ настроенiемъ, которыхъ печать лежитъ на лирической поэзiи, можно сочувствовать или не сочувствовать, можно покоряться, или не покоряться ихъ магическому влiянiю, но не спорить: если же это поэтъ
Стр.1