Полонский (краткий очерк)
Оригинал электронной версии здесь: RULEX
Владимир Соловьев. <...> Полонский
(Яков
Петрович)
один
из главных русских поэтов
послепушкинской эпохи, родился 6 декабря 1820 г. в Рязани, сын чиновника;
учился в местной гимназии, потом в Московском университете, где его
товарищами были Фет и С. М. Соловьев. <...> По окончании курса Полонский, в
качестве домашнего учителя, провел несколько лет на Кавказе (1846 - 52),
где был помощником редактора "Закавказского Вестника" и за границей. <...> г. женился, но скоро овдовел; во второй раз в 1866 г. женился на Жозефине
Антоновне
Рюльман (скульптор-любительница, известная бюстом Тургенева,
поставленным в Одессе). <...> В совокупности стихотворений Полонского нет той
полной гармонии между вдохновением и размышлением и того убеждения в живой
действительности
и
превосходстве
поэтической
истины сравнительно с
мертвящей рефлексией, каким отличаются, например, Гете, Пушкин, Тютчев. <...> Полонский был очень впечатлителен и к тем движениям новейшей мысли, которые
имели антипоэтический характер: во многих его стихотворениях преобладает
прозаичность и рассудочность; но там, где он отдается чистому вдохновению
мы
находим
у него образцы сильной и своеобразной поэзии. <...> Типичные
стихотворения Полонского имеют ту отличительную черту, что самый процесс
вдохновения - переход или порыв из обычной материальной и житейской среды в
область
поэтической
истины
остается ощутительным. <...> Обыкновенно в
поэтических произведениях дается готовый результат вдохновения, а не самый
подъем его, остающийся скрытым, тогда как у Полонского он чувствует иногда
в самом звуке его стихов, например:
То не ветер - вздох Авроры
Всколыхнул морской туман... <...> В одном из первых по времени стихотворений,
заранее очерчены область и характер его поэзии:
Полонским
как будто
Уже над ельником из вершин колючих
Сияло золото вечерних облаков,
Когда я рвал веслом густую сеть пловучих
Болотных трав и водяных цветов... <...> От праздной <...>
Полонский_(краткий_очерк).pdf
В. Соловьев. Полонский (краткий очерк)
Оригинал электронной версии здесь: RULEX
Владимир Соловьев.
Полонский
(Яков Петрович)
послепушкинской эпохи, родился 6 декабря 1820 г. в Рязани, сын чиновника;
учился в местной гимназии, потом в
- один из главных русских поэтов
Московском университете, где его
товарищами были Фет и С. М. Соловьев. По окончании курса Полонский, в
качестве домашнего учителя, провел несколько лет на Кавказе (1846 - 52),
где был помощником редактора "Закавказского Вестника" и за границей. В 1857
г. женился, но скоро овдовел; во второй раз в 1866 г. женился на Жозефине
Антоновне Рюльман (скульптор-любительница, известная бюстом Тургенева,
поставленным в Одессе). По возвращении в Россию он долго служил цензором в
комитете иностранной цензуры; с 1896 г. состоит членом совета главного
управления по делам печати. В совокупности стихотворений Полонского нет той
полной гармонии между вдохновением и размышлением и того убеждения в живой
действительности и превосходстве поэтической истины сравнительно с
мертвящей рефлексией, каким отличаются, например, Гете, Пушкин, Тютчев.
Полонский был очень впечатлителен и к тем движениям новейшей мысли, которые
имели антипоэтический характер: во многих его стихотворениях преобладает
прозаичность и рассудочность; но там, где он отдается чистому вдохновению
мы находим у него образцы сильной и своеобразной поэзии. Типичные
стихотворения Полонского имеют ту отличительную черту, что самый процесс
вдохновения - переход или порыв из обычной материальной и житейской среды в
область поэтической истины
-
остается ощутительным. Обыкновенно в
поэтических произведениях дается готовый результат вдохновения, а не самый
подъем его, остающийся скрытым, тогда как у Полонского он чувствует иногда
в самом звуке его стихов, например:
То не ветер - вздох Авроры
Всколыхнул морской туман...
В одном из первых по времени стихотворений, Полонским как будто
заранее очерчены область и характер его поэзии:
Уже над ельником из вершин колючих
Сияло золото вечерних облаков,
Когда я рвал веслом густую сеть пловучих
Болотных трав и водяных цветов...
От праздной клеветы и злобы черни светской
В тот вечер наконец мы были далеко
И смело ты могла с доверчивостью детской
Себя высказывать свободно и легко.
И голос твой пророческий был сладок,
Так много в нем дрожало тайных слез,
И мне пленительным казался беспорядок
Одежды траурной и светло-русых кос.
Но грудь моя тоской невольною сжималась,
Я в глубину глядел, где тысячи корней
Болотных трав невидимо сплеталось
Подобно тысяче живых зеленых змей.
И мир иной мелькал передо мною,
Не тот прекрасный мир, в котором ты жила...
И жизнь казалась мне суровой глубиною
С поверхностью, которая светла.
"Пленительным беспорядком" отличаются произведения Полонского; есть в
них и "траур" по мирскому злу и горю, но голова его музы сияет отражением
небесного света; в ее голосе смешиваются тайные слезы переживаемого горя с
пророческой сладостью лучших надежд; чувствительная - быть может, даже
слишком - к суете и злобе житейской, она стремится уйти от них за "колючие
вершины любви" "в золотые облака" и там высказывается свободно и легко с
доверчивостью детской. Исходя из противоположности между тем прекрасным и
светлым миром, где живет его муза, и той "суровою глубиною" действительной
жизни, где сплетаются болотные растения зла своими "змеиными корнями",
Стр.1