Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Клятва при гробе Господнем

0   0
Первый авторПолевой Николай Алексеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц197
ID9426
АннотацияРусская быль XV века
Кому рекомендованоПроза
Полевой, Н.А. Клятва при гробе Господнем : Повесть / Н.А. Полевой .— : [Б.и.], 1832 .— 197 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/9426 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. А. Полевой Клятва при гробе Господнем Русская быль XV века Полевой Н. А. <...> Писано к Шемяке, из Москвы, в 1447 году ...И не сие мне было пострадати грех моих ради, и беззаконий многих, и преступлений моих во крестном целовании перед вами, перед своею братиею старейшею, и предо всем Християньством, и его же изгубих, и еще изгубиши есьми хотел до конца: достоин есть главныя казни; но ты Государь мой, показал если на мне милосердие, не погубил еси мене с беззаконии моими, но да покаюся зол моих... <...> Говорено Шемяке, на Угличе, в 1446 году Разговор Между сочинителем русских былей и небылиц и читателем Читатель. <...> На престол московский восходит Василий Темный, внук Димитрия Донского, сын Василия Димитриевича, укрепителя единовластия в Руси. <...> Воображайте, что я, директор русского театра в XV веке, обещал вам представить: Комедию о том, как Василий Косой и брат его Димитрий Шемяка поссорились на свадебном пире с Великим князем Василием Васильевичем Темным, в 1433-м году, и о том, что из того воспоследовало -- не более! <...> Ваше -- взять мою книгу, перейти мысленно в XV век и читать русскую быль. <...> Что теперь доброго на белом свете остается...-- ворчал с досадою Гриша.-- Наше времечко не вашему чета, дедушка Матвей! <...> -- Как ты отнекался от него, добрый человек? -- спросил дедушка Матвей. <...> Когда топили ее, дым шел в обширное отверстие печи, расстилался облаком по избе и выходил в двери, которые на тот раз всегда отворяли, даже в самый жестокий мороз. <...> Топленье было обыкновенно поутру; тогда варили кушанье и запасались теплом на целые сутки, закрывая потом печь, которая, разогревшись, делала в избе два разные климата: на полатях и на печи был ужасный жар, внизу холод, так что мороз, снеговыми, курчавыми полосами выходивший сквозь стены, оставался целую зиму не тающим, как снега на вершинах Кавказа. <...> Он успел уже скинуть тулуп, остался в каком-то полушубке и ставил мелом на закопченной стене метку о количестве <...>
Клятва_при_гробе_Господнем.pdf
Н. А. Полевой Клятва при гробе Господнем Русская быль XV века Полевой Н. А. Избранная историческая проза / Сост., вступ. ст. и комм. А. С. Курилова.-- М.: Правда, 1990. OCR Бычков М. Н. ...Не слышен голос прошедшего; но когда искра юного огня затлеет во глубине груди, пламя вспыхивает, память освещается. Память, как лампа хрустальная, расписанная яркими цветами: пыль и пятна ее покрыли; но когда в сердце ее поставить огонь, еще свежестью цветов обольщает она очи, еще расстилает на стенах древней храмины узорчатые, хотя и потускнелые, ковры цветов и красок... Валленрод ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ...Тобе диавол на него вооружил желанием самоначальства разбойнически нощетатством изгониши его на крестном целованьи, и сотворил еси над ним не меньши Каина и окаянного Святополка... Чим еси самого пользовал, и колико еси государствовал, и в которой тишине пожил еси? Не все ли в суете и перескаканьи от места до места, во дни от помышления томим, а в нощи от мечтаний сновидения? Ища и желая большего, и меньшее свое изгубил еси... Или, Господине, по нужи смеем рещи: ослепила тя будет душевная слепота, возлюблением времянныя и преходящая чести княженья и начальства, еже слышатся зовому Князем Великим, а не от Бога дарованно, или златолюбством объят еси, или женовнимателен и женопокорен, яко же Ироду подобствуя явился еси, и крестное целование ни во что же вменив... Писано к Шемяке, из Москвы, в 1447 году ...И не сие мне было пострадати грех моих ради, и беззаконий многих, и преступлений моих во крестном целовании перед вами, перед своею братиею старейшею, и предо всем Християньством, и его же изгубих, и еще изгубиши есьми хотел до конца: достоин есть главныя казни; но ты Государь мой, показал если на мне милосердие, не погубил еси мене с беззаконии моими, но да покаюся зол моих... Говорено Шемяке, на Угличе, в 1446 году Разговор Между сочинителем русских былей и небылиц
Стр.1