Бернштейн Д. Полевой Н. А. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 9. -М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. - Стб. 43-46.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-0432.htm
ПОЛЕВОЙ Николай Алексеевич [1796-1846] - писатель, критик, публицист, историк, издатель. Р.
в Иркутске в семье купца и владельца фаянсового завода. Систематического образования не получил.
Много и с увлечением читал, изучал французский и немецкий языки, а затем и древние. С 1813 служил в
конторе у богатого купца в Курске, куда переехали к этому времени его родные. На лит-ом поприще
выступил в 1817. В 1819 оставил службу и занялся делами отца. В 1822 переехал в Москву и целиком
ушел в лит-ую работу. П. выступил как идеолог непривилегированной русской буржуазии, т. е. основной
буржуазной массы, к-рая по своему правовому, вернее бесправному, положению в обществе, еще не
изжившем феодальных форм, ничем не отличалась от мещанства. При этом политическое ее бесправие
пришло уже в явное противоречие со значительностью общественно-экономической функции,
выполняемой буржуазией. П. как идеолог специфически русской буржуазии, несмотря на сильные
антифеодальные настроения, порой достаточно резко им выраженные, не допускал и мысли о борьбе с
самодержавием. В своей деятельности П. фактически не выходил за пределы либеральнореформистского
наступления на феодализм. Тяжелая политическая обстановка заставляла его
маскировать по мере возможности политический смысл даже такого, отнюдь не революционного
выступления, и П. очень часто переводил его из политической плоскости в плоскость экономическую,
культурную, этическую. Притязания буржуазии он оправдывал ее моральными качествами,
благочестием, патриотизмом и т. п. свойствами, поощряемыми официальной правительственной
политикой. Даже такое либеральное наступление на феодализм в годы жестокой последекабрьской
реакции, еще усилившейся в связи с европейским революционным движением 30-х гг., рассматривалось
как "якобинство" и навлекло на П. негодование дворянства, даже либерального (в лице его идеологов -
Пушкина, Вяземского, Одоевского и др.), а также правительственные репрессии (закрытие журнала П.
"Московский телеграф" в 1834).
Основной проблемой художественного творчества П. является проблема продвижения буржуазии
в феодально-дворянском обществе. Любимый герой П., отличающийся от демонических, разъеденных
скепсисом индивидуалистов дворянской лит-ры и порой подчеркнуто противопоставленный им, - это
незаурядный представитель третьего сословия, наделенный его лучшими, с точки зрения автора,
качествами - глубокой религиозностью, твердой нравственностью, патриархальной семейственностью,
любвеобильной душой, но недовольный узостью интересов и культурной отсталостью своей среды
("Художник", 1833, "Эмма", 1834, "Аббаддонна", 1834). В поисках обстановки, способной выявить
таланты своего героя, П. заставляет его сталкиваться с светским дворянским кругом. Столкновение это
всегда кончается для героя неудачно, а порой и трагично, в чем отражаются трудности буржуазного
существования в дворянской общественной системе. Столкновение устремлений идеологов буржуазии с
препятствиями, воздвигаемыми дворянским господством и отсталостью самой буржуазии, отразилось в
творчестве П. в романтической форме столкновения "мечты" и "существенности". При этом к
дворянской "существенности" автор относится с несравненно большей враждебностью, чем даже к самой
неприглядной "существенности" буржуазной. Представители дворянско-аристократического общества
изображаются им как ничтожные людишки, безнравственные и жестокие эгоисты, циничные скептики,
люди внешнего блеска и фальшивой культуры. Полевой срывает у своих дворянских героев тот ореол, крым
они были окружены в дворянской лит-ре его времени. На фоне дворянских недостатков
подчеркиваются буржуазные добродетели, и самая отсталость и некультурность буржуазной среды
начинают трактоваться как патриархальная простота и нравственная нетронутость. В произведениях,
действие к-рых перенесено в иную географическую или историческую действительность ("Клятва при
гробе господнем", 1832, "Аббаддонна", 1834), П. доходит до обвинения высшего сословия в отсутствии
патриотизма и гражданской честности, в ненависти ко всему национальному, в то время как буржуазия
изображается полной нравственной доблести и патриотизма. Необходимо отметить, что после репрессий,
настигших П. в 1834, и в связи с сгустившейся политической реакцией прямые его нападки на
дворянство из цензурных соображений заметно ослабели, иногда даже имело место заискивание перед
ним, но зато еще больше подчеркиваются буржуазный патриотизм и значение буржуазии как опоры царя
и отечества ("Купец Иголкин", 1839, "Дедушка русского флота", 1838, "Костромские леса", 1841).
Художественная продукция П. пользовалась некоторое время значительным успехом, но в виду весьма
слабых своих художественных достоинств была скоро забыта (Белинский, хваливший "Аббаддонну" в
30-х гг., дал в 40-х гг. уничтожающую критику этого произведения).
Критическая деятельность П., усвоившего во многом принципы идеалистической философии
Шеллинга в той упрощенной форме, в к-рой они были изложены французским эклектиком Кузеном,
была резко заострена против принципов классической критики. Внеисторическому нормативизму
Стр.1