Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 619308)
Контекстум

Война и Музей : особенности экспозиционной деятельности военно-исторических музеев России на современном этапе

0   0
ИздательствоМ.: Институт Наследия
Страниц543
ID939422
АннотацияМонография подготовлена научным коллективом Центра экспозиционно-выставочной деятельности музеев (Институт Наследия). На основе комплексного анализа наиболее ярких и популярных военно-исторических экспозиций впервые в музееведческой практике определяются ключевые особенности (тематические, идейно-содержательные, методические и технологические), которые характеризуют экспозиционную и выставочную деятельность российских военно-исторических музеев на современном этапе, отличающемся повышенным вниманием к проблемам патриотического воспитания, сохранения исторической памяти и духовно-нравственных ценностей нашего Отечества. Особое внимание в издании уделяется экспозиционным проектам, в которых авторы монографии принимали непосредственное участие, современным экспозиционно-выставочным проектам на темы СВО, а также трём иммерсивным технологиям (витрины-образа, мультимедиа и «живого музея»), значительно повышающим успешность военно-исторических экспозиций. В конце монографии представлены методические рекомендации, призванные помочь команде единомышленников пошагово выполнить целый ряд творческих работ организационного, исследовательского и проектного характера, ожидаемым результатом которых должна стать актуальная, современная и оригинальная экспозиция на военно-историческую тему.
Кому рекомендованоМонография предназначена руководителям музеев и учреждений музейного типа, непосредственно связанных с военно-историческими темами, а также музейным кураторам, концептуалистам, экспозиционерам, сценаристам и художникам.
ISBN978-5-86433-488-8
УДК069.01 : 069.53
ББК79.17
Война и Музей : особенности экспозиционной деятельности военно-исторических музеев России на современном этапе / Поляков Т.П., Зотова Т.А., Чувилькина Ю.В. — Москва : Институт Наследия, 2025 .— 543 с. — ISBN 978-5-86433-488-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/939422 (дата обращения: 10.10.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Война_и_Музей__особенности_экспозиционной_деятельности_военно-исторических_музеев_России_на_современном_этапе.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Институт Наследия) Т. П. Поляков, Т. А. Зотова, Ю. В. Чувилькина ВОЙНА И МУЗЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОСКВА 2025
Стр.2
УДК 069.01 : 069.53 ББК 79.17 П54 Издаётся по решению Учёного совета Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва Авторы текста: Т. П. Поляков (введение, главы 1, 2, 3, 6, заключение), Т. А. Зотова (главы 4, 5, 6), Ю. В. Чувилькина (глава 5) Научный руководитель и научный редактор — Т. П. Поляков, кандидат исторических наук, руководитель Центра экспозиционно-выставочной деятельности (музеев) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва Рецензенты: Ю. В. Филиппов — доктор педагогических наук, профессор; А. В. Окороков — доктор исторических наук П54 Поляков, Тарас Пантелеймонович. Война и Музей : особенности экспозиционной деятельности военно-исторических музеев России на современном этапе / Т. П. Поляков, Т. А. Зотова, Ю. В. Чувилькина. — Москва : Институт Наследия, 2025. — 542 с. — DOI 10.34685/HI.2024.11.99.003. ISBN 978-5-86443-488-8 Монография подготовлена научным коллективом Центра экспозиционно-выставочной деятельности музеев (Институт Наследия). На основе комплексного анализа наиболее ярких и популярных военно-исторических экспозиций впервые в музееведческой практике определяются ключевые особенности (тематические, идейно-содержательные, методические и технологические), которые характеризуют экспозиционную и выставочную деятельность российских военно-исторических музеев на современном этапе, отличающемся повышенным вниманием к проблемам патриотического воспитания, сохранения исторической памяти и духовно-нравственных ценностей нашего Отечества. Особое внимание в издании уделяется экспозиционным проектам, в которых авторы монографии принимали непосредственное участие, современным экспозиционно-выставочным проектам на темы СВО, а также трём иммерсивным технологиям (витрины-образа, мультимедиа и «живого музея»), значительно повышающим успешность военно-исторических экспозиций. В конце монографии представлены методические рекомендации, призванные помочь команде единомышленников пошагово выполнить целый ряд творческих работ организационного, исследовательского и проектного характера, ожидаемым результатом которых должна стать актуальная, современная и оригинальная экспозиция на военно-историческую тему. Монография предназначена руководителям музеев и учреждений музейного типа, непосредственно связанных с военно-историческими темами, а также музейным кураторам, концептуалистам, экспозиционерам, сценаристам и художникам. УДК 069.01 : 069.53 ББК 79.17 DOI 10.34685/HI.2024.11.99.003 ISBN 978-5-86443-488-8 © Коллектив авторов, 2025 © Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, 2025
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Введение .............................................................................................................................. 7 ГЛАВА 1 Современные музейные экспозиции с военно-исторической тематикой: идейно-содержательные особенности, методы и технологии создания, тенденции развития ..................................17 1.1. Тема «войны» в отечественной культуре: краткая характеристика ................................................................................18 1.2. Сеть формальных и неформальных военно-исторических музеев в современной России ...................................................................................23 1.3. Основные тематические особенности экспозиций ВИМ .........................25 1.4. Два полярных подхода к интерпретации военной истории: соросовские хитрости ................................................................................... 28 1.5. Два полярных подхода к интерпретации военной истории: идейно-содержательные особенности экспозиций в пространстве современных российских ВИМ ........................................35 1.6. Предметные источники, методы и технологии создания музейных экспозиций с военной тематикой .............................................58 1.7. Коллекционный метод создания военно-исторических экспозиций .................................................................................................... 60 1.8. Ансамблевый метод создания военно-исторических экспозиций и его проблемы .........................................................................69 1.9. Иллюстративно тематический метод создания военно-исторических экспозиций ..............................................................78 1.10. Музейно-образный метод создания военно-исторических экспозиций .....................................................................................................87 1.11. Образно-сюжетный метод создания военно-исторических экспозиций .....................................................................................................93 1.12. Актуальные технологии создания экспозиций ВИМ, их возможности и проблемы в контексте музейной специфики .........108 1.13. Основные тенденции и направления развития отечественных экспозиций с военно-исторической тематикой ...................................... 116 ГЛАВА 2 Технологии витрины-образа в музейных экспозициях и выставках на военно-историческую тему .................................................... 124 2.1. Основные признаки, ключевые особенности и возможности технологий «витрины-образа» в военно-исторических экспозициях ..................................................................................................126 2.2. Генезис и краткая история применения технологий витрины-образа в отечественных музейных экспозициях и нереализованных проектах с военной тематикой ............................... 135 3
Стр.4
Война и Музей 2.3. Типологические характеристики технологий «витрины-образа» в контексте военно-исторических экспозиций ....................................... 154 ГЛАВА 3 Электронные технологии в современных экспозициях военно-исторических музеев .................................................................................177 3.1. Общие особенности электронных технологий и их влияние на проектирование современных экспозиций с военно-исторической тематикой ............................................................178 3.2. Понятия «мультимедийный контент», «мультимедийная инсталляция» и «музейная инсталляция» в пространстве ВИМ ........193 3.3. Классификация электронно-мультимедийных технологий, применяемых в современных экспозициях ВИМ.................................. 204 3.4. Основные электронные технологии линейного типа в экспозициях современных ВИМ: мультимедийные проекторы с ЖК-панелями и светодиодными экранами, видеостены и панорамные проекционные изображения .......................................... 209 3.5. Голограммы и псевдоголограммы в музейных экспозициях на военно-историческую тему ...................................................................216 3.6. Видеомэппинг или 3D-мэппинг в экспозиционном пространстве ВИМ ...................................................................................... 220 3.7. Мультимедийные симуляторы и тренажёры в экспозициях с военно-исторической тематикой ............................................................225 3.8. Интерактивные информационные системы: интерактивные этикетки, сенсорные киоски, панели, столы и каталоги, интерактивные книги, карты и др. .......................................................... 230 3.9. Технологии дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности в экспозиционном пространстве ВИМ .....................................................237 3.10. Электронные системы навигации и мультимедийные гиды в пространстве экспозиций ВИМ ............................................................. 244 3.11. Экспозиционно-выставочная деятельность ВИМ на интернет-ресурсах ................................................................................. 248 3.12. Подведение итогов: потенциальные проблемы, основные преимущества и главные условия применения электронных технологий в экспозиционном пространстве ВИМ ................................254 ГЛАВА 4 Технологии и зоны «живого музея» в российских военно-исторических экспозициях ........................................259 4.1. Концепция «живого музея» в российском музееведении: теоретические аспекты .............................................................................. 262 4.2. Интерактивные приёмы музеев 1930-х гг. в контексте военноисторической, революционной и героической тематики .................... 269 4
Стр.5
Содержание 4.3. Определение и разновидности технологий «живого музея», применяемых в контексте ВИМ ................................................................276 4.4. Имитационные технологии «живого музея» в ВИМ (или принцип «руками трогать!») ............................................................279 4.5. Функциональные технологии «живого музея» в военно-исторических экспозициях (или принцип реального действия) ..........................................................297 4.6. Временные зоны и технологии «живого музея» в контексте ВИМ .... 309 4.7. Интерактивные технологии учреждений музейного типа и микромузеев, обращённых к военно-историческому наследию ...... 328 ГЛАВА 5 Особенности российских экспозиций и выставок, посвящённых специальной военной операции (2022–2024 гг.) ........... 347 5.1. Первые выставки и экспозиции ВИМ, посвящённые специальной военной операции ...................................... 351 5.2. Выставки военных трофеев из зоны специальной военной операции, проведённые Минобороны России ....................................... 363 5.3. Ретроспективные выставки центральных музеев, посвящённые судьбе Донбасса и Новороссии ........................................ 369 5.4. Выставочные проекты национальных, областных, краеведческих и городских музеев, посвящённые героям СВО ...........375 5.5. Фотовыставки, художественные и изобразительные выставки, посвящённые Донбассу и Новороссии .................................................... 389 5.6. Общественные и частные экспозиционные проекты, посвящённые специальной военной операции и её героям .................401 5.7. Выводы аналитического обзора и перспективы развития экспозиционно-выставочной деятельности, посвящённой событиям и героям СВО .............................................................................. 411 ГЛАВА 6 Как делать экспозицию ВИМ: методические рекомендации по созданию современных музейных экспозиций с военно-исторической тематикой ......................................................................415 Шаг 1. Определить и обосновать главную тему, идею и место действия будущей экспозиции ВИМ .................................................. 417 Шаг 2. Определить основной пафос и идейно-содержательные особенности будущей экспозиции ВИМ ............................................421 Шаг 3. Определить целевую аудиторию будущей экспозиции ВИМ ........ 424 Шаг 4. Создать творческую команду единомышленников, определить состав проектных документов и их потенциальных авторов ...............................................................427 5
Стр.6
Война и Музей Шаг 5. Начинаем разработку Концепции или Сценария: роль научных исследований по выбранной военноисторической теме и задачи предметного комплектования будущей экспозиции ВИМ ...................................................................433 Шаг 6. Продолжаем разработку Концепции: выбираем базовый коллекционный метод создания экспозиции ВИМ как оптимальный метод показа.......................................................... 438 Шаг 7. Продолжаем разработку Концепции: выбираем аттрактивный ансамблевый метод создания экспозиции ВИМ как оптимальный метод показа................................................ 442 Шаг 8. Продолжаем разработку Концепции: выбираем последовательный иллюстративно-тематический метод создания экспозиции ВИМ как оптимальный метод показа .........445 Шаг 9. Продолжаем разработку Концепции: выбираем иммерсивный музейно-образный метод создания экспозиции ВИМ как оптимальный метод показа .......................... 448 Шаг 10. Разрабатываем Сценарий: выбираем иммерсивный и драматический образно-сюжетный метод создания экспозиции ВИМ как оптимальный метод показа ...........................453 Шаг 11. Участвуем в разработке Художественного проекта: определяем принципы творческих взаимоотношений, роли основных участников и базовые технологии в зависимости от выбранного метода .................................................461 Шаг 12. На этапе Художественного проектирования: определяем и применяем оригинальные технологии витрины-образа ..........465 Шаг 13. На этапе Художественного проектирования: определяем и применяем перспективные электронные технологии .............. 469 Шаг 14. На этапе Художественного проектирования: определяем и применяем актуальные технологии «живого музея» .................475 Шаг 15. Реализация проекта: контроль, распределение зон ответственности, предметное комплектование и взаимосвязь экспонатов-артефактов со вспомогательными технологиями их актуализации ....................................................................................480 Шаг 16. В процессе создания и после открытия экспозиции ВИМ: разрабатываем и реализуем программу её дальнейшей эксплуатации ......................................................................................... 484 Заключение .................................................................................................................. 491 Список литературы и источников ......................................................................495 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически