Министерство культуры Российской Федерации
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия имени Д. С. Лихачёва
(Институт Наследия)
Т. П. Поляков,
Т. А. Зотова, Ю. В. Чувилькина
ВОЙНА И МУЗЕЙ:
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ
МУЗЕЕВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
МОСКВА
2025
Стр.2
УДК 069.01 : 069.53
ББК 79.17
П54
Издаётся по решению Учёного совета Российского
научно-исследовательского института культурного и природного наследия
имени Д. С. Лихачёва
Авторы текста:
Т. П. Поляков (введение, главы 1, 2, 3, 6, заключение),
Т. А. Зотова (главы 4, 5, 6), Ю. В. Чувилькина (глава 5)
Научный руководитель и научный редактор —
Т. П. Поляков, кандидат исторических наук, руководитель Центра
экспозиционно-выставочной деятельности (музеев) Российского научно-исследовательского
института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва
Рецензенты:
Ю. В. Филиппов — доктор педагогических наук, профессор;
А. В. Окороков — доктор исторических наук
П54
Поляков, Тарас Пантелеймонович.
Война и Музей : особенности экспозиционной деятельности военно-исторических музеев
России на современном этапе / Т. П. Поляков, Т. А. Зотова, Ю. В. Чувилькина. — Москва :
Институт Наследия, 2025. — 542 с. — DOI 10.34685/HI.2024.11.99.003.
ISBN 978-5-86443-488-8
Монография подготовлена научным коллективом Центра экспозиционно-выставочной деятельности
музеев (Институт Наследия). На основе комплексного анализа наиболее ярких и популярных
военно-исторических экспозиций впервые в музееведческой практике определяются ключевые особенности
(тематические, идейно-содержательные, методические и технологические), которые характеризуют
экспозиционную и выставочную деятельность российских военно-исторических музеев на современном
этапе, отличающемся повышенным вниманием к проблемам патриотического воспитания, сохранения
исторической памяти и духовно-нравственных ценностей нашего Отечества. Особое внимание в издании
уделяется экспозиционным проектам, в которых авторы монографии принимали непосредственное
участие, современным экспозиционно-выставочным проектам на темы СВО, а также трём иммерсивным
технологиям (витрины-образа, мультимедиа и «живого музея»), значительно повышающим успешность
военно-исторических экспозиций. В конце монографии представлены методические рекомендации, призванные
помочь команде единомышленников пошагово выполнить целый ряд творческих работ организационного,
исследовательского и проектного характера, ожидаемым результатом которых должна стать
актуальная, современная и оригинальная экспозиция на военно-историческую тему.
Монография предназначена руководителям музеев и учреждений музейного типа, непосредственно
связанных с военно-историческими темами, а также музейным кураторам, концептуалистам, экспозиционерам,
сценаристам и художникам.
УДК 069.01 : 069.53
ББК 79.17
DOI 10.34685/HI.2024.11.99.003
ISBN 978-5-86443-488-8
© Коллектив авторов, 2025
© Российский научно-исследовательский
институт культурного и природного
наследия имени Д. С. Лихачёва, 2025
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................................................................................. 7
ГЛАВА 1
Современные музейные экспозиции с военно-исторической
тематикой: идейно-содержательные особенности,
методы и технологии создания, тенденции развития ..................................17
1.1. Тема «войны» в отечественной культуре:
краткая характеристика ................................................................................18
1.2. Сеть формальных и неформальных военно-исторических музеев
в современной России ...................................................................................23
1.3. Основные тематические особенности экспозиций ВИМ .........................25
1.4. Два полярных подхода к интерпретации военной истории:
соросовские хитрости ................................................................................... 28
1.5. Два полярных подхода к интерпретации военной истории:
идейно-содержательные особенности экспозиций
в пространстве современных российских ВИМ ........................................35
1.6. Предметные источники, методы и технологии создания
музейных экспозиций с военной тематикой .............................................58
1.7. Коллекционный метод создания военно-исторических
экспозиций .................................................................................................... 60
1.8. Ансамблевый метод создания военно-исторических
экспозиций и его проблемы .........................................................................69
1.9. Иллюстративно тематический метод создания
военно-исторических экспозиций ..............................................................78
1.10. Музейно-образный метод создания военно-исторических
экспозиций .....................................................................................................87
1.11. Образно-сюжетный метод создания военно-исторических
экспозиций .....................................................................................................93
1.12. Актуальные технологии создания экспозиций ВИМ,
их возможности и проблемы в контексте музейной специфики .........108
1.13. Основные тенденции и направления развития отечественных
экспозиций с военно-исторической тематикой ...................................... 116
ГЛАВА 2
Технологии витрины-образа в музейных экспозициях
и выставках на военно-историческую тему .................................................... 124
2.1. Основные признаки, ключевые особенности и возможности
технологий «витрины-образа» в военно-исторических
экспозициях ..................................................................................................126
2.2. Генезис и краткая история применения технологий
витрины-образа в отечественных музейных экспозициях
и нереализованных проектах с военной тематикой ............................... 135
3
Стр.4
Война и Музей
2.3. Типологические характеристики технологий «витрины-образа»
в контексте военно-исторических экспозиций ....................................... 154
ГЛАВА 3
Электронные технологии в современных экспозициях
военно-исторических музеев .................................................................................177
3.1. Общие особенности электронных технологий
и их влияние на проектирование современных экспозиций
с военно-исторической тематикой ............................................................178
3.2. Понятия «мультимедийный контент», «мультимедийная
инсталляция» и «музейная инсталляция» в пространстве ВИМ ........193
3.3. Классификация электронно-мультимедийных технологий,
применяемых в современных экспозициях ВИМ.................................. 204
3.4. Основные электронные технологии линейного типа
в экспозициях современных ВИМ: мультимедийные проекторы
с ЖК-панелями и светодиодными экранами, видеостены
и панорамные проекционные изображения .......................................... 209
3.5. Голограммы и псевдоголограммы в музейных экспозициях
на военно-историческую тему ...................................................................216
3.6. Видеомэппинг или 3D-мэппинг в экспозиционном
пространстве ВИМ ...................................................................................... 220
3.7. Мультимедийные симуляторы и тренажёры в экспозициях
с военно-исторической тематикой ............................................................225
3.8. Интерактивные информационные системы: интерактивные
этикетки, сенсорные киоски, панели, столы и каталоги,
интерактивные книги, карты и др. .......................................................... 230
3.9. Технологии дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности
в экспозиционном пространстве ВИМ .....................................................237
3.10. Электронные системы навигации и мультимедийные гиды
в пространстве экспозиций ВИМ ............................................................. 244
3.11. Экспозиционно-выставочная деятельность ВИМ
на интернет-ресурсах ................................................................................. 248
3.12. Подведение итогов: потенциальные проблемы, основные
преимущества и главные условия применения электронных
технологий в экспозиционном пространстве ВИМ ................................254
ГЛАВА 4
Технологии и зоны «живого музея»
в российских военно-исторических экспозициях ........................................259
4.1. Концепция «живого музея» в российском музееведении:
теоретические аспекты .............................................................................. 262
4.2. Интерактивные приёмы музеев 1930-х гг. в контексте военноисторической,
революционной и героической тематики .................... 269
4
Стр.5
Содержание
4.3. Определение и разновидности технологий «живого музея»,
применяемых в контексте ВИМ ................................................................276
4.4. Имитационные технологии «живого музея» в ВИМ
(или принцип «руками трогать!») ............................................................279
4.5. Функциональные технологии «живого музея»
в военно-исторических экспозициях
(или принцип реального действия) ..........................................................297
4.6. Временные зоны и технологии «живого музея» в контексте ВИМ .... 309
4.7. Интерактивные технологии учреждений музейного типа
и микромузеев, обращённых к военно-историческому наследию ...... 328
ГЛАВА 5
Особенности российских экспозиций и выставок,
посвящённых специальной военной операции (2022–2024 гг.) ........... 347
5.1. Первые выставки и экспозиции ВИМ,
посвящённые специальной военной операции ...................................... 351
5.2. Выставки военных трофеев из зоны специальной военной
операции, проведённые Минобороны России ....................................... 363
5.3. Ретроспективные выставки центральных музеев,
посвящённые судьбе Донбасса и Новороссии ........................................ 369
5.4. Выставочные проекты национальных, областных,
краеведческих и городских музеев, посвящённые героям СВО ...........375
5.5. Фотовыставки, художественные и изобразительные выставки,
посвящённые Донбассу и Новороссии .................................................... 389
5.6. Общественные и частные экспозиционные проекты,
посвящённые специальной военной операции и её героям .................401
5.7. Выводы аналитического обзора и перспективы развития
экспозиционно-выставочной деятельности, посвящённой
событиям и героям СВО .............................................................................. 411
ГЛАВА 6
Как делать экспозицию ВИМ: методические рекомендации
по созданию современных музейных экспозиций
с военно-исторической тематикой ......................................................................415
Шаг 1. Определить и обосновать главную тему, идею и место
действия будущей экспозиции ВИМ .................................................. 417
Шаг 2. Определить основной пафос и идейно-содержательные
особенности будущей экспозиции ВИМ ............................................421
Шаг 3. Определить целевую аудиторию будущей экспозиции ВИМ ........ 424
Шаг 4. Создать творческую команду единомышленников,
определить состав проектных документов
и их потенциальных авторов ...............................................................427
5
Стр.6
Война и Музей
Шаг 5. Начинаем разработку Концепции или Сценария:
роль научных исследований по выбранной военноисторической
теме и задачи предметного комплектования
будущей экспозиции ВИМ ...................................................................433
Шаг 6. Продолжаем разработку Концепции: выбираем базовый
коллекционный метод создания экспозиции ВИМ
как оптимальный метод показа.......................................................... 438
Шаг 7. Продолжаем разработку Концепции: выбираем
аттрактивный ансамблевый метод создания экспозиции
ВИМ как оптимальный метод показа................................................ 442
Шаг 8. Продолжаем разработку Концепции: выбираем
последовательный иллюстративно-тематический метод
создания экспозиции ВИМ как оптимальный метод показа .........445
Шаг 9. Продолжаем разработку Концепции: выбираем
иммерсивный музейно-образный метод создания
экспозиции ВИМ как оптимальный метод показа .......................... 448
Шаг 10. Разрабатываем Сценарий: выбираем иммерсивный
и драматический образно-сюжетный метод создания
экспозиции ВИМ как оптимальный метод показа ...........................453
Шаг 11. Участвуем в разработке Художественного проекта:
определяем принципы творческих взаимоотношений,
роли основных участников и базовые технологии
в зависимости от выбранного метода .................................................461
Шаг 12. На этапе Художественного проектирования: определяем
и применяем оригинальные технологии витрины-образа ..........465
Шаг 13. На этапе Художественного проектирования: определяем
и применяем перспективные электронные технологии .............. 469
Шаг 14. На этапе Художественного проектирования: определяем
и применяем актуальные технологии «живого музея» .................475
Шаг 15. Реализация проекта: контроль, распределение зон
ответственности, предметное комплектование и взаимосвязь
экспонатов-артефактов со вспомогательными технологиями
их актуализации ....................................................................................480
Шаг 16. В процессе создания и после открытия экспозиции ВИМ:
разрабатываем и реализуем программу её дальнейшей
эксплуатации ......................................................................................... 484
Заключение .................................................................................................................. 491
Список литературы и источников ......................................................................495
6
Стр.7