Сочинения
М., Издательство всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934
Классики революционной мысли домарксистского периода
Под общей редакцией И. А. Теодоровича
Вступительная статья и редакция И. К. Луппола
Подготовка к печати и комментарии В. Н. Орлова
Оригинал в библиотеке ImWerden
Гражданское просвещение должно иметь главнейшей целью доставление каждому нужных
познаний, дабы приличным образом исполнять должности, для которых он призван в общество. <...> Если мы бросим взор наш на состав многочисленного народа, коего все члены соединены между
собою общим условием, то увидим, что все граждане в оном занимают места общественной пользы и что
правительство, наилучшим образом устроенное, что народ наисчастливейший есть тот, в котором каждый
гражданин находится на своем месте, в котором никто из них не забыт, где должности во всех их степенях
уважены и где правительство, обо всем пекущееся, сохраняет порядок во всех частях и защищает права
каждого разряда граждан. <...> Я начну по порядку из оных и, не входя во все подробности, означу
только главнейшие правила, могущие послужить основанием для составления тех книг, которые
необходимо нужно будет приготовить для единообразного в училищах учения и нравственного граждан
образования. <...> 1) Трудолюбие и трезвость да будет девизом на уставе, назначенном для училищ
земледельческих. <...> 2) Но как таковый устав не на иной какой конец издан быть должен, как чтобы самым
удобнейшим средством служить к истинному просвещению земледельца, то из сего следует, что
первейшее познание земледельца должно состоять в познании своего звания и своих должностей. <...> 14) Познание сих начальствующих властей необходимо для земледельцев нужно, потому что они в
беспрерывных находятся с ними отношениях. <...> 15) Отсюда проистекают взаимные обязанности: обязанности власти и обязанности подчинения. <...> 17) Кто несет общественные обязанности, тот должен также иметь и права свои. <...> 18) Следовательно <...>
Руководство_к_просвещению_главнейших_государственных_сословий_в_России....pdf
Иван Пнин
Руководство к просвещению главнейших государственных сословий в России, кои суть: земледельческое,
мещанское, дворянское и духовное
Иван Пнин. Сочинения
М., Издательство всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934
Классики революционной мысли домарксистского периода
Под общей редакцией И. А. Теодоровича
Вступительная статья и редакция И. К. Луппола
Подготовка к печати и комментарии В. Н. Орлова
Оригинал в библиотеке ImWerden
Гражданское просвещение должно иметь главнейшей целью доставление каждому нужных
познаний, дабы приличным образом исполнять должности, для которых он призван в общество. Но как
сии должности не могут быть одинаковы, потому что общество заключает в себе различные классы
граждан, то из сего следует, что каждый общественный член должен иметь просвещение, соответственное
состоянию, в котором он находится, ремеслу, которым он занимается, и роду жизни, который он ведет.
Если мы бросим взор наш на состав многочисленного народа, коего все члены соединены между
собою общим условием, то увидим, что все граждане в оном занимают места общественной пользы и что
правительство, наилучшим образом устроенное, что народ наисчастливейший есть тот, в котором каждый
гражданин находится на своем месте, в котором никто из них не забыт, где должности во всех их степенях
уважены и где правительство, обо всем пекущееся, сохраняет порядок во всех частях и защищает права
каждого разряда граждан.
Приняв сие за основание и уверясь, что просвещение не должно быть для всех граждан
одинаковое, остается теперь определить, в чем именно оное, в рассуждении вышеупоминаемых мною
состояний, заключаться должно? Я начну по порядку из оных и, не входя во все подробности, означу
только главнейшие правила, могущие послужить основанием для составления тех книг, которые
необходимо нужно будет приготовить для единообразного в училищах учения и нравственного граждан
образования.
Добродетели, определяемые мною для каждого из сих сословий, должны быть поставлены
девизами на всех нравственных уставах, которые для них издать нужно будет.
И потому:
1) Трудолюбие и трезвость да будет девизом на уставе, назначенном для училищ
земледельческих.
2) Но как таковый устав не на иной какой конец издан быть должен, как чтобы самым
удобнейшим средством служить к истинному просвещению земледельца, то из сего следует, что
первейшее познание земледельца должно состоять в познании своего звания и своих должностей. Ибо что
может быть к нему ближе самого себя? Почему и нужно прежде всего определить:
3) Что такое есть земледелец?
4) Сколько есть родов земледельцев?
5) Что значат они в государстве?
148
6) Что такое есть государство?
7) Как оно именуется?
8) Какой имеет оно род правления?
9) Показав, что оно монархическое, или самодержавное должно определить:
10) Что такое есть монарх, или государь?
11) В чем состоит верховная власть?
12) Какие суть еще учрежденные власти или начальства в России?
13) Посредством чего оные действуют?
14) Познание сих начальствующих властей необходимо для земледельцев нужно, потому что они в
беспрерывных находятся с ними отношениях. Одни предписывают, другие исполняют.
15) Отсюда проистекают взаимные обязанности: обязанности власти и обязанности подчинения.
16) В чем состоят и те и другие?
Стр.1