Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
ПНИН Иван Петрович [1773-1805] - поэт и публицист. "Незаконный" сын крупного крепостника
кн. Н. В. Репнина (отсюда фамилия Пнин, усеченная Репнин), П. получил хорошее для своего времени
образование в московском университетском благородном пансионе и в Артиллерийском инженерном
кадетском корпусе. Был на военной службе, потом перешел на положение мелкого гражданского
чиновника. Лит-ая деятельность П. началась довольно рано, но систематический характер она приобрела
только в конце 90-х гг. П. этого времени - поэт широкого диапазона как в смысле богатства жанров (ода,
другие лирические стихи, басни), так и тематики - от философских размышлений до эротики. В своих
философских и публицистических стихотворениях Пнин выступал последователем французского
материализма XVIII века, в частности Гольбаха, сторонником политического равенства, хотя и
осуществляемого нереволюционными методами. Эта идеология политического радикализма, гораздо
менее четкого, чем у Радищева, под влиянием к-рого она складывалась, была характерна для целой
группы дворянской интеллигенции конца XVIII века, шедшей навстречу капиталистическому развитию
страны.
Первый выход Пнина на широкое публицистическое поприще был осуществлен им в основанном
в 1798 совместно с его другом и единомышленником А. Ф. Бестужевым (отцом четырех декабристов)
"Санктпетербургском журнале".
Расцвет лит-ой деятельности Пнина относится к первым годам XIX в., когда молодые радищевцы
активно выступали на государственной службе и в лит-ре, особенно в возникшем в 1801 "Вольном
обществе любителей словесности, наук и художеств", председателем к-рого П. был в 1805. К этому
периоду относятся важнейшие оды П. - "Человек", "Бог", "На правосудие" и др. - и основные его
публицистические произведения - "Вопль невинности, отвергаемой законами" (1803; опубликовано
впервые в "Историческом вестнике", 1889,Љ1) и "Опыт о просвещении относительно к России" (СПБ,
1804). В "Опыте" П. выступил непримиримым врагом крепостного права, для борьбы с которым он
нашел сильные и страстные выражения. Это послужило основанием запрещения "Опыта" к повторному
изданию. В ряде других вопросов это важнейшее произведение П. лойяльно по отношению к царской
власти: "Просвещение в настоящем смысле приемлемое, - писал П., - состоит в том, когда каждый член
общества, в каком бы звании он ни находился, совершенно знает и исполняет свои должности, т. е. когда
начальство с своей стороны свято исполняет обязанности вверенной ему власти, а нижнего разряда люди
ненарушимо исполняют обязанности своего повиновения". "Вопль невинности" - протест против
бедственного положения "незаконнорожденного" - было точно так же произведением большой
социальной остроты, хотя оно касалось и частного факта. Нельзя переоценивать радикализм этих
сочинений П., как это делала либеральная историография, но прогрессивный их характер совершенно
бесспорен.
Поэзия П., несмотря на всю связь ее с "витийственной" поэзией классицизма, несет в себе
элементы ее разрушения. Содержание его стихов, в особенности од, часто противопоставлено
классической и сентиментальной лит-ре. Такова напр. явно направленная против державинской оды
"Бог" ода П. "Человек", где утверждается право человека быть свободным, а не рабом.
Тематика од П. вообще очень характерна. Оды посвящены высоким философским и политическим
вопросам: "Человек", "Бог", "Правосудие", "Время", "Слава" и пр. П. являлся последовательным
сторонником идейной поэзии. Принципиальное значение ее П. обосновывал в "Послании к некоторым
писателям", где писал, что "цель полезная" оправдывает даже сочинение, к-рое "слишком худо
написано". В отношении жанровом и языковом П. в противовес господствовавшей сентиментальной
литературе преимущественно опирался на гражданскую лирику классицизма, деформируя ее в
соответствии с содержанием своего творчества в сторону агитационной выразительности. П. в своей
поэтической деятельности был не одинок. Его творчеству созвучно творчество целого ряда поэтов -
членов упомянутого "Вольного общества" - Востокова, Григорьева, Борна и др.
Идейное содержание поэзии П. делает его наряду с другими писателями "Вольного общества"
лит-ым продолжателем дела Радищева, учеником к-рого П. был и в общественной своей деятельности, и
предшественником последующей гражданской поэзии декабристов - Рылеева, Раевского и др.
Библиография: I. Сочинения. Вступ. статья и ред. И. К. Луппола, подгот. к печати и комментарии
В. Н. Орлова,М., 1934 (здесь же библиография); Поэты-радищевцы. Вольное общество любителей
словесности, наук и художеств, ред. и комментарии Вл. Орлова, [Л.], 1935 (Биб-ка поэта, под ред.М.
Горького).
II. Прытков Н. Л., И. П. Пнин и его литературная деятельность, "Древняя и новая Россия", ч. 3,
1878,Љ9; Сухомлинов М. И., Исследования и статьи по русской литературе и просвещению, т. I, СПБ,
1889, стр. 430-434 и 520; Петухов Е. В., И. П. Пнин и его "Вопль невинности", "Исторический вестник",
Стр.1