Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 616824)
Контекстум

Философия. Нескучный учебник (1800,00 руб.)

0   0
Первый авторГусев Д. А.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц811
ID926779
АннотацияЧто такое философия? Является ли она наукой? Какую роль она играет в жизни человека и общества? Как понимать утверждение о том, что философия помогает человеку быть человеком, быть самим собой, быть счастливым, интереснее жить на свете, иметь мужество пользоваться собственным разумом, удивляться всему тому, что вроде бы совсем не является удивительным, преодолеть силу привычки и иллюзию того, будто бы нам все известно и понятно, пробудиться от духовного сна, в котором, сам того не замечая, пребывает обычный человек? Обо всем этом, а также об основных философских понятиях, вопросах, проблемах, идеях и учениях вы узнаете, прочитав эту книгу. Автор, сотрудник Московского педагогического государственного университета, много лет преподающий философию студентам и школьникам, постарался сделать предлагаемый вашему вниманию материал простым и ясным, а по возможности — интересным и увлекательным. Учебник составлен с учетом требований действующих ФГОС и может быть рекомендован студентам высших учебных заведений, независимо от направления и профиля подготовки, изучающим такие дисциплины, как «Философия», «Философия научного познания», «Естественнонаучная картина мира», а также аспирантам в изучении курса «История и философия науки».
Кому рекомендованоКнига также может быть интересна учащимся средних учебных заведений, которые увлекаются философской тематикой, преподавателям высших и средних учебных заведений — в качестве обмена педагогическим опытом, — и всем, интересующимся такой древней, в то же время всегда молодой областью духовной культуры человечества, как философия. Материалы книги с неизменным успехом используются автором в многолетней преподавательской практике.
ISBN978-5-00172-739-2
УДК101.1
ББК87.3
Гусев, Д.А. Философия. Нескучный учебник : учебник для вузов / Д.А. Гусев .— Москва : Издательство Прометей, 2025 .— 811 с. — ISBN 978-5-00172-739-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/926779 (дата обращения: 01.09.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия._Нескучный_учебник_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Философия._Нескучный_учебник_(1).pdf
Д.А. Гусев ФИЛОСОФИЯ НЕСКУЧНЫЙ УЧЕБНИК Учебник для вузов МОСКВА 2025
Стр.1
УДК 101.1 ББК 87.3 Г96 Гусев Дмитрий Алексеевич, доктор философских наук, профессор Автор: кафедры философии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Скороходова С.И., доктор философских наук, профессор кафедры филоРецензенты: софии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (МПГУ); Суслов А.В., кандидат философских наук, доцент Гуманитарного факультета Российского государственного социального университета (РГСУ). Г96 Гусев Д.А. Философия. Нескучный учебник: Учебник для вузов / Д.А. Гусев. – М.: Прометей, 2025. – 808 с. ISBN 978-5-00172-739-2 Что такое философия? Является ли она наукой? Какую роль она играет в жизни человека и общества? Как понимать утверждение о том, что философия помогает человеку быть человеком, быть самим собой, быть счастливым, интереснее жить на свете, иметь мужество пользоваться собственным разумом, удивляться всему тому, что вроде бы совсем не является удивительным, преодолеть силу привычки и иллюзию того, будто бы нам все известно и понятно, пробудиться от духовного сна, в котором, сам того не замечая, пребывает обычный человек? Обо всем этом, а также об основных философских понятиях, вопросах, проблемах, идеях и учениях вы узнаете, прочитав эту книгу. Автор, сотрудник Московского педагогического государственного университета, много лет преподающий философию студентам и школьникам, постарался сделать предлагаемый вашему вниманию материал простым и ясным, а по возможности — интересным и увлекательным. Учебник составлен с учетом требований действующих ФГОС и может быть рекомендован студентам высших учебных заведений, независимо от направления и профиля подготовки, изучающим такие дисциплины, как «Философия», «Философия научного познания», «Естественнонаучная картина мира», а также аспирантам в изучении курса «История и философия науки». Книга также может быть интересна учащимся средних учебных заведений, которые увлекаются философской тематикой, преподавателям высших и средних учебных заведений — в качестве обмена педагогическим опытом, — и всем, интересующимся такой древней, в то же время всегда молодой областью духовной культуры человечества, как философия. Материалы книги с неизменным успехом используются автором в многолетней преподавательской практике. ISBN 978-5-00172-739-2 © Гусев Д.А., 2025 © Издательство «Прометей», 2025
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ..................................................................................7 Тема 1. Что такое философия и зачем она нужна? ...................14 1.1. Является ли философия наукой? .............................14 1.2. Любовь к мудрости и метафизические вопросы .........15 1.3. Никогда не говори «никогда» и поиск несуществующего клада .............................20 1.4. Быть человеком, быть самим собой и быть счастливым ..........................................................22 1.5. «Перезагрузка» сознания, или Чем отличается просветление от просвещения? ...............................27 1.6. Философия как критическое мышление и «горе от ума» ................................................................31 1.7. Проблемы и тайны, или Философия как удивление ...35 1.8. Философия как «отключение» привычки .................41 1.9. «Заколдованный» человек, или Философия как «знающее незнание» ........................................49 1.10. От мрачного подземелья теней к светлым долинам реальности ..............................................54 Вопросы для самопроверки ..........................................67 Тема 2. Основные разделы философского знания....................70 2.1. Философия и «философоведение» ...........................70 2.2. Основные разделы философии ................................75 2.3. Что такое философия «чего-то»? .............................96 Вопросы для самопроверки ..........................................99 Тема 3. «Основной вопрос философии», или Материализм и идеализм как мировоззренческие системы .................................100 3.1. Что такое «основной вопрос философии»? .............. 100 3.2. Субстанция — фундамент бытия ........................... 103 3.3. Материальное и идеальное, материя и сознание ...... 107 3.4. Что такое материализм? ...................................... 113 3.5. Что такое идеализм? ............................................ 116 3.6. Вторая сторона «основного вопроса философии» ..... 122 Вопросы для самопроверки ........................................ 133
Стр.3
Тема 4. Мировоззренческие спутники материализма и идеализма, или Две системы жизненной навигации человека .....................................................................................136 4.1. Что первично и существует ли сверхъестественный мир? .................................... 136 4.2. Все произошло «само собой» или мир является сотворенным? .................................................... 146 4.3. Каковы возможности науки? ................................ 153 4.4. Все ли предопределено естественными причинами и сводится ли сложное к простому? ........................ 159 Вопросы для самопроверки ........................................ 166 Тема 5. Кто такой человек?.......................................................169 5.1. Происхождение человека: эволюция или творение ... 169 5.2. Тело и душа, или Психофизическая проблема ......... 176 5.3. Свобода воли — реальность или иллюзия? .............. 185 5.4. «Человек есть тайна» .......................................... 192 5.5. Все ли «в наших руках»? ...................................... 195 5.6. Революционный героизм или религиозное подвижничество? ................................................ 199 5.7. Что такое исторический материализм и всегда ли он прав? ............................................ 203 5.8. Метафизический сон и метафизическое пробуждение ...................................................... 209 5.9. Какова природа человека? .................................... 213 Вопросы для самопроверки ........................................ 225 Тема 6. Что делать и на что надеяться? или Пари Паскаля .....230 6.1. Мировоззренческие спутники материализма и идеализма ....................................................... 230 6.2. Ближе и понятнее — не значит правильнее ............. 236 6.3. С чем согласятся все? И о чем «говорят» факты? ...... 240 6.4. Не знать, а верить ............................................. 246 6.5. Пари Паскаля: что выигрываю и что проигрываю? .. 249 6.6. Две жизненные «ставки» человека ........................ 260 6.7. Является ли вера корыстной, или Смерть как болезнь, Бог как Врач .......................................... 263 4
Стр.4
6.8. «Метафизическая асимметрия» и мост через бездну . 266 Вопросы для самопроверки ........................................ 273 Тема 7. Познаваем ли мир? ......................................................275 7.1. Объект и субъект ................................................. 275 7.2. Мыслю, следовательно, существую ........................ 280 7.3. Без субъекта нет объекта? .................................... 282 7.4. Мир без человека и мир «на самом деле» ................ 287 7.5. Если мир познаваем ............................................ 296 7.6. Если мир непознаваем ......................................... 313 7.7. Не верь своим глазам! или Познание чувственное и рациональное .................................................. 324 7.8. Что такое истина? ............................................... 332 Вопросы для самопроверки ........................................ 351 Тема 8. Наука как форма культуры .........................................356 8.1. Что такое наука? ................................................. 356 8.2. Когда и где появилась наука? ................................ 361 8.3. Наука и псевдонаука, или Особенности и критерии научного знания ................................. 366 8.4. Факты и теории, или Как происходит научное познание ........................................................... 373 8.5. Каковы возможности и границы науки? ................. 380 8.6. Как развивается наука, или Эволюция и революции в науке............................................ 388 8.7. Еще раз о научных революциях ............................ 394 8.8. Какие научные картины мира меняли друг друга в истории науки? ................................................ 397 Вопросы для самопроверки ........................................ 444 Тема 9. Является ли наука «волшебницей», или Какова роль науки в жизни человека и общества? .........448 9.1. Что такое философия науки? ................................ 448 9.2. Два образа философии науки, или Сциентизм и антисциентизм ................................................. 453 9.3. Стоит ли наука во главе духовной культуры? .......... 459 9.4. Познает ли наука мир? ........................................ 463 5
Стр.5
9.5. Являются ли наука и техника «сестрами»? ............. 470 9.6. Знание — сила? .................................................. 473 9.7. Только ли «хлеба и зрелищ»? ................................ 477 9.8. «Мракобесие» и «пустословие» ............................. 482 9.9. Может ли мировоззрение быть научным? ............... 485 9.10. Наука и религия: конфронтация или взаимодополнение? ....................................... 491 Вопросы для самопроверки ........................................ 495 Тема 10. Что такое логика и зачем она нужна? ......................498 10.1. Что такое формы мышления? .............................. 498 10.2. Каковы основные законы логики? ....................... 511 10.3. Зачем изучать логику? ....................................... 531 10.4. Спор между софистами и Сократом ...................... 539 10.5. Софизмы — логические фокусы .......................... 542 10.6. Что такое логические парадоксы? ........................ 551 10.7. Доказательство как подтверждение или опровержение .................................................... 557 10.8. Апории Зенона и «основной вопрос философии» .... 572 10.9. Что такое диалектическая логика? ....................... 596 Вопросы для самопроверки ........................................ 612 Тема 11. Что такое общество и история? .................................618 11.1. Происхождение общества в зеркале полемики между атеизмом и теизмом ................................... 618 11.2. История человечества: формации или цивилизации? .................................................... 634 11.3. Проблема движущих сил истории ........................ 644 11.4. История как духовная битва ............................... 670 11.5. «Мышкино усилие», или Вопрос о роли личности в истории ............................................. 686 11.6. Три уровня восприятия социальнополитического конфликта .................................... 700 11.7. Каковы возможности исторического познания? ..... 720 Вопросы для самопроверки ........................................ 739 Cловарь терминов .....................................................................749 Литература.................................................................................808 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически