Владимир Пяст
Стихотворения
"Наше наследие", 1989, No 4
OCR Бычков М. Н. <...> Владимир Алексеевич Пяст (1886-1940) вошел в историю русской литературы
прежде всего как человек из ближайшего окружения Александра Блока, с которым
его связывали многолетние взаимоотношения (знакомство писателей состоялось в
январе 1905 года, а последние их встречи датируются весной и летом 1921
года). <...> В первые же месяцы общения Блок сказал своему собеседнику: "Про Вас
наверно могу сказать, что Вы существуете для меня" (В. <...> А спустя одиннадцать
лет он назвал в "Записных книжках" Пяста среди четырех своих "действительных
друзей". <...> В 1911-1913 годах Блок и Пяст одновременно занимаются изучением
творчества шведского драматурга Августа Стриндберга. <...> Причем Блок утверждал,
что познакомил его в 1911 году со Стриндбергом именно Пяст. <...> В истории
взаимоотношений Блока и Пяста были периоды и горячей дружбы, и некоторого
охлаждения, и даже неприязни (с 1918 до весны 1921-го). <...> 11о он оставил след
в отечественной культуре не только как друг и один из биографов великого
поэта, но и как поэт, прозаик, переводчик, теоретик литературы, специалист
по декламации, автор пособий по плаванию, шахматам и шашкам. <...> В. А. Пестовский родился в 1886 году в семье чиновника (его предки по
отцовской линии, по семейному преданию, вели свою родословную от известной
польской фамилии Пястов; отсюда и псевдоним, избранный литератором). <...> С 1895 по 1904 год будущий поэт учился в двенадцатой
Санкт-Петербургской гимназии, которую окончил с золотой медалью. <...> В 1904 году
он поступил на математическое отделение физико-математического факультета
Петербургского университета, а осенью 1906 года перешел на романо-германское отделение
историко-филологического факультета, которое покинул весной 1910 года. <...> Пяст
начал выступать со стихотворными публикациями с середины 1900-х годов, а в
1909 году выпустил в издательстве "Товарищества М. О. <...> Вольфа" первый сборник стихов
"Ограда <...>
Стихотворения.pdf
Владимир Пяст
Стихотворения
"Наше наследие", 1989, No 4
OCR Бычков М. Н.
"Строгость правил гармонии..."
Владимир Алексеевич Пяст (1886-1940) вошел в историю русской литературы
прежде всего как человек из ближайшего окружения Александра Блока, с которым
его связывали многолетние взаимоотношения (знакомство писателей состоялось в
январе 1905 года, а последние их встречи датируются весной и летом 1921
года). В первые же месяцы общения Блок сказал своему собеседнику: "Про Вас
наверно могу сказать, что Вы существуете для меня" (В. Пяст. Воспоминания о
Блоке. - Письма Блока к Вл. Пясту. Пб., 1923, с. 25). А спустя одиннадцать
лет он назвал в "Записных книжках" Пяста среди четырех своих "действительных
друзей". В 1911-1913 годах Блок и Пяст одновременно занимаются изучением
творчества шведского драматурга Августа Стриндберга. Причем Блок утверждал,
что познакомил его в 1911 году со Стриндбергом именно Пяст. В истории
взаимоотношений Блока и Пяста были периоды и горячей дружбы, и некоторого
охлаждения, и даже неприязни (с 1918 до весны 1921-го). 11о он оставил след
в отечественной культуре не только как друг и один из биографов великого
поэта, но и как поэт, прозаик, переводчик, теоретик литературы, специалист
по декламации, автор пособий по плаванию, шахматам и шашкам.
В. А. Пестовский родился в 1886 году в семье чиновника (его предки по
отцовской линии, по семейному преданию, вели свою родословную от известной
польской фамилии Пястов; отсюда и псевдоним, избранный литератором).
С 1895 по 1904 год будущий поэт учился в двенадцатой
Санкт-Петербургской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1904 году
он поступил на математическое отделение физико-математического факультета
Петербургского университета, а осенью 1906 года перешел на романо-германское отделение
историко-филологического факультета, которое покинул весной 1910 года. Пяст
начал выступать со стихотворными публикациями с середины 1900-х годов, а в
1909 году выпустил в издательстве "Товарищества М. О. Вольфа" первый сборник стихов
"Ограда", по преимуществу
ставший характерным воплощением мироощущения и эстетики "младшего
символизма". К тому же времени сформировались и литературно-критические
взгляды
В. А. Пяста, с достаточной исчерпанностью отраженные в его "Книге о
русских поэтах последнего десятилетия" (СПб., 1909). Претендуя на роль
выразителя мистического осмысления искусства в духе Владимира Соловьева,
писатель утверждал веру в то, что красота "спасет мир"
и противопоставлял творческий, богатый, религиозный" символизм "бессилию",
"стихийничеству" и "безрелигиозности" декадентства. В связи с этим не
кажется парадоксальным, например, сочетание в оценке Пястом "симфоний"
А.Белого иронии по поводу изображенных ужасов и похвалы за "строгость правил
гармонии".
"Строгость правил гармонии..." Этой классической формуле Владимир Пяст
оставался неизменно верен и мировоззренчески, и жизненно - в тяжелое время
испытаний, выпавшее на его долю в тридцатые годы, когда он вопреки всеобщему
духовному обнищанию неуклонно популяризировал классику, занимаясь
переводческой и декламаторской деятельностью.
После Октября Пяст служил в Институте живого слова в Петрограде, а
затем переехал в Москву. С 1930 по 1936 год находился в ссылке, а
впоследствии жил в Голицыне под Москвой.
Он умер в 1940 году в Москве от рака легких.
Стр.1