Д. И. Писарев
Очерки из истории труда
Д. И. Писарев. Сочинения в четырех томах
Том 2. Статьи 1862--1864
М., ГИХЛ, 1955
OCR Бычков М. Н.
I
История человечества представляет нам бесконечное разнообразие лиц и событий, идей и
стремлений, политических систем и нравственных переворотов. Под этим разнообразием форм кроются и
медленно развиваются две основные потребности человека, две такие потребности, без удовлетворения
которых человек не мог бы ни улучшать свое материальное и интеллектуальное положение, ни даже
поддерживать бренное существование личности и породы. Первая из этих потребностей заключается в
том, что человек, подобно всем другим животным, должен предохранять свое тело от разрушительных
влияний окружающей природы; ему надо принимать пищу для того, чтобы вознаграждать неизбежную
убыль своего организма; надо покрывать тело, чтобы сохранять в нем необходимое количество животной
теплоты; надо оберегать это тело от слишком быстрых перемен температуры и от вредного действия
сырости, зноя и холода; словом, человеку необходимо завоевать себе на земле квартиру, стол, одежду и
разные другие материальные обеспечения жизни. Но эта первая потребность может быть удовлетворена
только с тем непременным условием, чтобы так или иначе удовлетворялась другая потребность, также
чрезвычайно важная, хотя и не так резко бросающаяся в глаза. Эта вторая потребность состоит в том, что
человек должен сближаться с человеком, помогать ему в его предприятиях и в свою очередь находить в
нем естественного помощника и союзника. Две основные потребности человека удовлетворялись в
различной степени в течение тех тысячелетий, о которых сохранились летописи или предания; чем полнее
удовлетворялись они, тем удобнее жилось человеку; чем сильнее, напротив того, увлекались люди
посторонними целями и искусственными интересами, тем мрачнее и тягостнее становилась участь
огромного трудящегося большинства.
Летописи и легенды наполнены рассказами о великих подвигах завоевателей. На равнинах Египта
возвышаются до сих пор колоссальные пирамиды. В первом случае мы видим, что густые массы людей
встречаются с другими густыми массами таких же людей и что естественные союзники и помощники
истребляют друг друга с особенным удовольствием. Во втором случае мы видим, что люди борются с
внешнею природою и побеждают страшные трудности и препятствия для того, чтобы обтесать и сложить
кучу камней, которая не дает им ни пищи, ни одежды, ни жилища.
В том и в другом случае деятельность людей, очевидно, идет вразрез с их основными
потребностями; но, несмотря на то, эти самые потребности, основанные на великих и незыблемых законах
природы, дают себя чувствовать тем самым людям, которые действуют им наперекор. Во-первых, идея
завоевателя и идея строителя пирамиды осуществляются не иначе, как при содействии многих людей,
соединяющих свои усилия для достижения одной общей цели. Стало быть, потребность человека
сближаться с другим человеком остается в полной силе. Во-вторых, воины завоевателя и каменщики
строителя, не имея возможности добывать себе пищу собственным трудом, должны получать пищу,
добытую другими людьми. Таким образом, другая потребность человека, потребность бороться с
окружающею природою и оспаривать у ней те материалы, которые необходимы для поддержания жизни,
остается точно так же в полной силе. Ни военный гений Александра Македонского, ни суровая воля
египетского фараона Хеопса не могут ни на одно мгновение приостановить действие великих законов
природы. Цели того и другого, составляющие их личную собственность, достигаются только в том случае,
если соблюдаются законы природы; но так как эти цели сами по себе лежат вне естественных
потребностей человека, то преследование и достижение этих и подобных целей несет с собой неизбежное
историческое возмездие. Здоровые силы людей, отвлеченные от тех занятий, которые доставляют им
пищу, одежду и другие удобства жизни, -- силы, употребленные на разорение чужих земель или на
сооружение бесполезных громад, оказываются потерянными в общей экономии человечества.
Стр.1