Д. И. Писарев
Роман кисейной девушки
(Повести, рассказы и очерки Н. Г. Помяловского. Два тома. СПБ, 1865 г.)
Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах
Том второй
Статьи 1864-1865 гг.
Л., "Художественная литература", 1981
Составление, подготовка текста и примечания Ю. С. Сорокина
OCR Бычков М.Н.
I
Две главные повести Помяловского, "Мещанское счастье" и "Молотов", связаны между собою
личностью героя, Егора Ивановича Молотова 1.
В первой повести Молотов является 22-летним юношей, только что кончившим курс в
университете. Во второй - 33-летним мужчиной, достаточно ознакомившимся с практическою жизнью. По
своему характеру и по общему складу своей деятельности Молотов очень похож на Штольца.
Существенная разница между ними заключается в том, что их авторы смотрят на них с разных точек
зрения. Г. Гончаров смотрит на Штольца снизу вверх, а Помяловский на Молотова - сверху вниз. Г.
Гончаров относится к Штольцу с восторженным благоговением, а Помяловский к Молотову - с
дружелюбным и неоскорбительным состраданием. Г. Гончаров говорит: "давай нам бог таких людей, как
Штольц", а Помяловский говорит: "как жаль, что большинство хороших людей принуждено оставаться в
положении Молотова!" Для г. Гончарова Штольц есть идеал, о котором едва позволительно мечтать. Для
Помяловского Молотов есть minimum, на котором едва ли позволительно останавливаться. Сами герои
смотрят на себя так, как смотрят на них их творцы. Штольц сияет самодовольством: "Я ли, дескать, не
умен, я ли не велик, я ли не полезен. Я - соль земли 2 и спаситель отечества". Молотов, окончательно
сформировавшийся, напротив того, тих, скромен, утомлен и грустен. Он сам говорит, что его жизнь -
честная чичиковщина 3. О солении земли и о спасении отечества он, конечно, и не заикается. Именно
поэтому Штольц - деревянная кукла, а Молотов - живой человек. Деревянность Штольца происходит
именно оттого, что г. Гончаров нечаянно вложил в него внутреннее противоречие.Штольц, в одно и то же
время, и умен и глуп. Умен, потому что лихо устроивает свои дела и пикантно рассуждает о разных
психологических тонкостях. Глуп, потому что усматривает в себе героя и лезет на пьедестал. И
получается поэтому в общем результате глупо-умная, то есть невозможная и деревянная фигура. А
Молотов постоянно умен, и в практических делах, и в теоретических рассуждениях, и во взгляде на свою
собственную личность. "Подлости я никакой не сделал, - думает он, - но мне все-таки грустно и совестно
быть только не мошенником. Упрекать я себя ни в чем не могу, но и радоваться и гордиться мне нечем.
Молодым деятелям, которым, быть может, удастся совершить подвиги положительной честности и
активной любви, я скажу только: друзья мои, не судите меня строго. Не считайте меня тунеядцем и рабом
ленивым, зарывшим свой талант в землю4. Рассмотрите внимательно мою жизнь, поставьте себя на мое
место, взвесьте все - и размеры моих сил, и обстоятельства, и понятия моих современников - и тогда вы,
чего доброго, скажете, что я сделал все, что мог сделать. И тогда вы, может быть, с дружеским чувством
пожмете мою руку за то, что я всегда ел хлеб, заработанный собственным трудом. Труд мой редко
приносил пользу обществу, да ведь что же с этим делать? Откуда взять такой труд, который был бы
действительно полезен? Стоит, например, на улице извозчик. Каждая копейка достается ему тяжелым и
честным трудом. Чтобы привезти вечером домой каких-нибудь два целковых, сколько он в день
натерпится и от снега, и от пыли, и от дождя, и от ветра, и от мороза! А разве труд его действительно
полезен для общества? Разве все концы, сделанные извозчиком, действительно были необходимы? Разве
силы лошади и человека не тратились большею частью на то, чтобы возить праздношатающихся
шалопаев к другим праздношатающимся шалопаям, которые вовсе не желают их видеть и которые тем не
менее считают своей обязанностью выражать в подобных случаях притворную радость, неспособную
Стр.1