Прежде говорили о
вдохновении поэта, прежде поэта считали любимцем
богов
и
интимным
собеседником муз; хотя эти мифологические метафоры грешно было принимать
буквально, однакож за этими метафорами постоянно чувствовалось что-то
хорошее и таинственное, неуловимое и непостижимое, что-то такое, что нашему
брату-вахлаку должно оставаться навсегда недоступным; об этом нашему брату
позволялось узнавать только по неясным рассказам художников, которые, "как
боги, входят в Зевесовы чертоги", где им показывают весьма интересные и
часто нескромные картинки. <...> Позволительно ли ставить перед собою любимца богов и допрашивать его, как
провинившегося гимназиста? <...> Если мы не
спрячемся или не притворимся натуралистами, то нас с тобою могут посадить
заживо в спирт, чтобы сохранить в полной целости последние экземпляры
исчезнувшей породы, имевшей удивительное внешнее сходство с человеком. <...> Друг
мой, когда мы умрем, тогда последняя калитка, ведущая в Зевесовы чертоги,
будет заколочена и наглухо заложена - не кирпичами, а всеми нераспроданными
экземплярами моих стихотворений и всеми неразрезанными листами
твоих
критических статей". <...> И, обнявшись весьма крепко, как
обнимаются люди на могиле всего, что им дорого, наши последние могиканы во
весь дух побегут в лавку покупать себе микроскоп и химические реторты, как
маскарадные принадлежности, долженствующие спасти их от преждевременного и
непроизвольного погружения в спирт. <...> История переродившихся экземпляров
исчезнувшей породы кончится тем, что оба, эстетик и поэт, женятся a la face
du soleil et de la nature {Буквально: перед лицом солнца и природы (фр);
здесь в смысле: вступят в свободный брак. <...> Дети
этих двух счастливых пар услышат еще кое-какие темные толки об эстетиках и
поэтах, а внуки и того не услышат. <...> Так, например, г. Фет,
решившись
посвятить
все
свои
умственные
способности
неутомимому
преследованию хищных гусей {4}, сказал в прошлом, 1863 году последнее прости
своей литературной <...>
Цветы_невинного_юмора.pdf
Д. И. Писарев
Цветы невинного юмора
1. "Сатиры в прозе" Н. Щедрина
2. "Невинные рассказы" Н. Щедрина
---------------------------------------------------------------------------Д.
И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый
Статьи 1859-1864 гг.
Л., "Художественная литература", 1981
Составление, вступительная статья, подготовка текста и примечания Ю. С.
Сорокина
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------I
Плохо
приходится в наше время поэтам; кредит их быстро понижается;
бесчувственные критики и бездушные свистуны {1} подрывают в публике всякое
уважение к великим тайнам бессознательного творчества. Прежде говорили о
вдохновении поэта, прежде поэта считали любимцем богов и интимным
собеседником муз; хотя эти мифологические метафоры грешно было принимать
буквально, однакож за этими метафорами постоянно чувствовалось что-то
хорошее и таинственное, неуловимое и непостижимое, что-то такое, что нашему
брату-вахлаку должно оставаться навсегда недоступным; об этом нашему брату
позволялось узнавать только по неясным рассказам художников, которые, "как
боги, входят в Зевесовы чертоги", где им показывают весьма интересные и
часто нескромные картинки. Теперь все это переменилось; наш брат-вахлак
большую силу забрал и обо всем рассуждать берется; и вдохновения не признает
и в Зевесовы чертоги не желает забираться, несмотря на то, что поэт весьма
наглядно рассказывает, как в этих чертогах показывали одному художнику в
"вечных идеалах" "волнистость спинки белой" и вообще разные такие вещи,
которые "божество открывает смертным
в долях малых" {Эти сведения о
Зевесовых чертогах и о тамошних картинках с буквальною верностью
заимствованы мною из стихотворения г." Майкова "Анакреон скульптору" {2}.}.
Все это наш брат отрицает с свойственною ему грубостью чувств и дерзостью
выражений; это, говорит, всё цветы фантазии; а вы нам вот что скажите:
какова у поэта сила ума? и широко ли его развитие? и основательно ли его
образование? - Ну, что ж это за вопросы? Уместны ли они? Деликатны ли они?
Позволительно ли ставить перед собою любимца богов и допрашивать его, как
провинившегося гимназиста? Когда уже
дело дошло до таких неслыханных
вопросов, когда утрачена вера в божественность вдохновения, когда журналы
находят более интересным держать корреспондентов в Париже или в Лондоне, в
Саратове или в Иркутске, чем на Парнасе или в чертогах Зевеса, тогда,
конечно, мирному поэту остается только повесить свою голубушку-лиру на
гвоздик и поступить на действительную
службу или обратиться к мрачным
заботам сельского хозяйства {3}. Если так пойдет дальше, то наступит со
временем драматическая минута, когда последний поэт бросится на шею к
последнему эстетику и, рыдая, скажет ему: "Друг мой, мы с тобою одни. Мир
прокис и развратился. Микроскоп и скальпель не дают нам покоя. Если мы не
спрячемся или не притворимся натуралистами, то нас с тобою могут посадить
заживо в спирт, чтобы сохранить в полной целости последние экземпляры
исчезнувшей породы, имевшей удивительное внешнее сходство с человеком. Друг
мой, когда мы умрем, тогда последняя калитка, ведущая в Зевесовы чертоги,
будет заколочена и наглухо заложена - не кирпичами, а всеми нераспроданными
экземплярами моих стихотворений и всеми неразрезанными листами твоих
критических статей". - "Ну, - скажет эстетик, - если так, то все кончено.
Калитка навсегда сделается неприступною! Сквозь мою критику и твою поэзию ни
человек не пролезет, ни зверь не проскочит". И, обнявшись весьма крепко, как
обнимаются люди на могиле всего, что им дорого, наши последние могиканы во
весь дух побегут в лавку покупать себе микроскоп и химические реторты, как
маскарадные принадлежности, долженствующие спасти их от преждевременного и
непроизвольного погружения в спирт. История переродившихся экземпляров
исчезнувшей породы кончится тем, что оба, эстетик и поэт, женятся a la face
du soleil et de la nature {Буквально: перед лицом солнца и природы (фр);
здесь в смысле: вступят в свободный брак. - Ред.} на двух девушках,
занимающихся медицинскою практикою и
приводивших в былое время своих
теперешних поклонников в совершенный ужас своим непостижимосолидным
Стр.1