Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Внешнеполитические представления русских консерваторов (конец XIX – начало ХХ веков) (80,00 руб.)

0   0
АвторыРепников Александр Витальевич
Издательство[Б.и.]
Страниц12
ID91924
АннотацияСтатья рассказывает о взглядах русских консерваторов конца XIX - начала XX в. на вопросы внешней политики Российской империи.
Внешнеполитические представления русских консерваторов (конец XIX – начало ХХ веков) / А.В. Репников .— : [Б.и.], 2006 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/91924 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Репников Александр Витальевич Внешнеполитические представления русских консерваторов (конец XIX – начало ХХ веков) Россия виделась русским консерваторам как великая монархическая империя, простирающаяся от Европы до Азии и ведущая независимую внешнюю политику. <...> Первой крупной неудачей, заставившей их задуматься о выработке внешнеполитической доктрины, стало поражение в Крымской войне. <...> Успешное решение геополитических задач в эпоху Александра III способствовало появлению оптимистических геополитических прогнозов на ближайшее время. <...> На рубеже XIX–XX веков, и особенно после трагических событий русско-японской войны консервативная мысль, пожалуй, впервые серьезно обратилась к внешнеполитическим проблемам. <...> Среди мыслителей, посвятивших геополитическим вопросам специальные исследования, были: князь Э.Э. Ухтомский, философ К.Н. Леонтьев, дипломат Ю. <...> Поражение России в русско-японской войне стало более серьезным ударом по национальному самолюбию, чем Крымская война, поскольку имело место противостояние не с европейскими державами, а со страной, которая не считалась сильной и индустриально развитой2. <...> Не случайно после 1905–1907 годов внимание консерваторов было сосредоточено на дальневосточном и среднеазиатском регионах. <...> Националисты и умеренно правые, по мнению Игнатьева, не подвергали сомнению блоковую ориентацию правительства, но «не считали, что Россия достигла в своем расширении естественных рубежей» и выдвигали на первый план «объединение славянских народов Балканского полуострова вокруг России, утверждение в Константинополе и на проливах, выход к устью Немана. <...> Для понимания внешнеполитических взглядов правых нужно обратиться к более раннему времени, чем начало ХХ века и хотя бы кратко рассмотреть геополитические проекты князя Э.Э. Ухтомского. <...> В 1890–1891 гг. он сопровождал Наследника Николая Александровича в его путешествии на Восток <...>
Внешнеполитические_представления_русских_консерваторов_(конец_XIX_–_начало_ХХ_веков).pdf
Репников Александр Витальевич Внешнеполитические представления русских консерваторов (конец XIX – начало ХХ веков) Россия виделась русским консерваторам как великая монархическая империя, простирающаяся от Европы до Азии и ведущая независимую внешнюю политику. Первой крупной неудачей, заставившей их задуматься о выработке внешнеполитической доктрины, стало поражение в Крымской войне. Успешное решение геополитических задач в эпоху Александра III способствовало появлению оптимистических геополитических прогнозов на ближайшее время. На рубеже XIX–XX веков, и особенно после трагических событий русско-японской войны консервативная мысль, пожалуй, впервые серьезно обратилась к внешнеполитическим проблемам. Среди мыслителей, посвятивших геополитическим вопросам специальные исследования, были: князь Э.Э. Ухтомский, философ К.Н. Леонтьев, дипломат Ю.С. Карцов1; разведчик и переводчик, генерал-майор А.Е. Вандам; профессор И.А. Сикорский; публицисты: И.И. Дусинский, Л.А. Тихомиров, К.Н. Пасхалов, Н.А. Захаров, С.Н. Сыромятников; и другие. Поражение России в русско-японской войне стало более серьезным ударом по национальному самолюбию, чем Крымская война, поскольку имело место противостояние не с европейскими державами, а со страной, которая не считалась сильной и индустриально развитой2. Не случайно после 1905–1907 годов внимание консерваторов было сосредоточено на дальневосточном и среднеазиатском регионах. Современный историк А.В. Игнатьев называет следующие основные внешнеполитические ориентиры тех, кого относит к крайне правым: 1. Несогласие с блоковым курсом правительства; 2. Критику европоцентризма и сосредоточения внешнеполитического внимания на балканско-ближневосточных проблемах, «что могло поссорить Россию с Германией»; 3. Пропаганду необходимости активных внешнеполитических действий на Дальнем и Среднем Востоке (вплоть до войны-реванша «против Японии в союзе с Германией и Соединенными Штатами»); 4. Переориентация от союза с парламентскими западными державами на «союз с Германией, который позволил бы решить в русских интересах вопрос о проливах, остановить австрийскую экспансию на Балканах и перенести внимание в Азию»). В идеале предполагалось воссоздание союза трех императоров3. Националисты и умеренно правые, по мнению Игнатьева, не подвергали сомнению блоковую ориентацию правительства, но «не считали, что Россия достигла в своем расширении естественных рубежей» и выдвигали на первый план «объединение славянских народов Балканского полуострова вокруг России, утверждение в Константинополе и на проливах, выход к устью Немана. Они рекомендовали также развивать колониальную экспансию в Азии…»4. Для понимания внешнеполитических взглядов правых нужно обратиться к более раннему времени, чем начало ХХ века и хотя бы кратко рассмотреть геополитические проекты князя Э.Э. Ухтомского. В 1890–1891 гг. он сопровождал Наследника Николая Александровича в его путешествии на Восток, и оставил богато иллюстрированный многотомный отчет, который вышел на русском, а затем был переведен на другие языки5. Учитывая специфику этого труда, и то, что Николай II «лично подверг цензуре это издание»6, можно говорить о том, что это был не просто парадный отчет о поездке. Описывая восточную экзотику, Ухтомский не забывал проводить параллели с Россией, подчеркивая, что русские (в отличие от европейцев) политически и духовно близки азиатам и в исторических деятелях России «олицетворяются и сливаются западные начала с восточными. Он обращал внимание на хищническое отношение европейцев (особенно британцев) к Азии, противопоставляя этому русскую отзывчивость, которая, в свою очередь,
Стр.1
вызывает симпатию и ответные действия. Характерно, что князя совсем не смущал вопрос «чистоты крови». Вопреки распространенному мнению, Ухтомский отнюдь не идеализировал Восток (в частности, Китай7), хотя и считал его гораздо ближе к России в геополитическом и духовном отношении, чем Запад. В очерке «К вопросу о китайской цивилизации», опубликованном в журнале «Наблюдатель», он упрекал российских «молодых китаистов» в том, что они возводят «дряхлый Китай» «чуть не на первенствующую ступень среди цивилизованных государств всего мира», в то время как в реальности Китай еще не вступил на путь прогресса, а происходящие в нем перемены это «редакция одних и тех же положений и выкройка платья из того же самого материала, который кроили и перешивали на тысячу ладов»8. Однако, именно Ухтомский стал одним из самых ярких критиков идеи «желтой опасности» в консервативном лагере, где об этой опасности говорили уже давно. О ней, еще до В.С. Соловьева, прямо предупреждал в письмах и частных разговорах (и косвенно в опубликованных статьях) Леонтьев. В беседе с дипломатом и литератором А.Н. Цертелевым он обмолвился: «Православных-то скоро и русских подданных ни единого не останется… — Что же — не китайцы ли уничтожат нас? – спросил насмешливо князь… Хотя бы и китайцы [Далее в тексте шло продолжение этой фразы, зачеркнутое Леонтьевым: ―…через века три‖], — отвечал я. — Гоги и Магоги, — тотчас же нашелся князь, и все рассмеялись. — Но я нахожу, что и в этой ничтожной полушутке о китайцах была бездна ума; она доказывала, что он, вероятно, и сам о такой возможности думал…»9. Леонтьев, восхищавшийся бытовой стороной жизни китайцев, вместе с тем писал Розанову о том, что «китайцы назначены завоевать Россию, когда смешение наше (с европейцами и т. п.) дойдет до высшей своей точки. И туда и дорога — такой России. «Гоги и магоги» — finis mundi10! Этого что еще останется?»11. «Презирающий европейцев» Китай обратил на себя внимание и Ухтомского. Свою работу «К событиям в Китае: об отношении Запада и России к Востоку» он целиком посвятил обоснованию мысли, что Россия не должна входить в антикитайский блок. Критикуя действия европейских колонизаторов в Китае, князь включал в понятие Востока и Россию, которая, по его словам, уже начинает догадываться, что она является обновленным Востоком, с которым не только ближайшие азиатские соседи, но и индусы, и китайцы имеют непременно больше общих интересов и симпатий, нежели с колонизаторами Запада. И раз «Восток и Россия — одна безбрежная стихия, одно гармоничное в своих духовных основаниях целое» то не приходится удивляться, когда восточно-русские первопроходцы делают неожиданное открытие, что новый мир, в который они проникают на Востоке, кажется им (в отличие от «европейских цивилизаторов») не враждебным и чуждым, а подетски наивным доверчивым12. «Нет ничего легче для русских людей, как ладить с азиатами. Между ними и нами — такое сочетание единомыслия по существеннейшим жизненным вопросам, что некоторого рода родство душ всегда определяется быстро и самым тесным образом. При глубоком, почти коренном различии национального психофизического облика, японец и простого звания русский все как-то братски ближе друг к другу, чем к европейцам»13. Поэтому русские всегда смогут найти с азиатами общий язык, даже если порой и приходится с ними сражаться. Объединиться с Востоком в процессе противостояния Западу предлагал и Сыромятников. В споре с собеседником немцем он утверждал, что араб, перс и китаец, ближе русскому, потому что они «не заглушили в себе Бога и, несмотря на дикость свою и некультурность не осмеливаются на место головы и сердца поставить брюхо и кошель с деньгами»14. В лице своего оппонента Сыромятников угрожал всему Западу союзом России и Востока: «Против этого истребления дела Божия на земле и должны объединиться народы Востока и бороться с вами, как с собирательным Антихристом, противником естественной жизни, противником духовной и нравственной свободы. Против вашего мозга будем бороться мы, последние богоносцы. Будем бороться за деревню, за лес, за чистое небо, за чистую душу, за чистую совесть, за зверя, за птиц и за рыб, за всех наших братьев в
Стр.2
мироздании. Мы будем бороться за жизнь против машины, за свободу против социального цухтхауза, за бедность против богатства ... Мы сделаемся предводителями бедных материальными благами и богатых духом. Англичане предчувствуют наше значение в Азии и боятся нас. Потому что отныне не будем мы защищать грудью Европу от Азии, как защищали ее от натиска татар. Мы пойдем заодно с этой Азией, ибо мы нашли себя и обдумали себя и увидели, что вы идете не на дело жизни и обоготворения, а на дело смуты и служения дьяволу»15. Многие русские консерваторы полагали, что Азия инстинктивно чувствует — Россия является важнейшей частью того огромного духовного мира, который мистики и ученые именуют «смутным словом Восток». Ухтомский был уверен, что «в Азии для нас, в сущности, нет и не может быть границ, кроме необузданного, как и дух русского народа, свободно плещущего у ее берегов необъятного синего моря»16. Российская держава должна «стать тем, чем она от века призвана быть (мировою силой, сочетающей Запад с Востоком), или бесславно и незаметно пойти по пути падения…» — полагал князь17. Ему вторил Карцов, считавший естественным «стремление государства свои границы раздвинуть как можно шире, пока, наконец, достигнув моря, они не совпали с морским побережьем»18. Дусинский так же был согласен с тем, что в начале ХХ века «русский государственный организм еще не достиг своего полного физического развития: его внешний рост еще совершается и должен совершаться, так как прекращение его раньше времени было бы явлением болезненным … Территориальное развитие русского государства, несмотря на всю его значительность, не может и не должно еще считаться законченным — таков первый факт, обуславливающий характер нашей внешней политики»19. Самим ходом истории России предназначено стать мировой силой, сочетающей Запад с Востоком и быть третейским судьей в вечном споре между Азией и Европой. Причем, как полагал Ухтомский, этот спор ей неизбежно приходится решать в пользу Азии, потому что не может быть иного решения для судьи, который «чувствует себя братом обиженного». В противном случае «Европа сама по себе нас в конце концов подавит внешним превосходством своим, а не нами пробужденные азиатские народы для русских со временем будут еще опаснее, чем западные иноплеменники»20. Об этом же предупреждал и Дусинский: «Там, на Дальнем Востоке и Юге, рождается новый мир-великан, носитель вековечной культуры, полный скрытой энергии и накопленных тысячелетиями сил, мир трезвого ума и твердой воли, мир настойчивости, терпения и упорного, всепобеждающего труда… А на пути его лежит Святая Русь. Огненный вздох желтого Дракона уже обжег ее спящее лицо. А с далекого Юга на нее же глядят с ненавистью другие взоры… Там вьется в судорогах возрождения старый и грозный своим фанатизмом мир Ислама, властелин и поныне для многих славян. И он также не оставит нас в покое, как, впрочем, и мы не могли оставить в покое его. А на ближнем Западе притаился третий сосед (Германия — А. Р.), старый враг славянского племени…»21. Привлекала Азия и Тихомирова. В его дневнике мы встречаем записи, свидетельствующие о его внимании к деятельности Русской духовной миссии в Японии: «Роясь в бумагах, нашел эту тетрадь. Это была когда-то книга моих упражнений в китайском языке. Рой воспоминаний охватил меня. Далекое, невозвратное время!.. Я нашел две тетради: одна — упражнения по японскому языку, другая — вот эта самая — по китайскому. Уничтожить первую — не поднялась рука. Но теперь нет бумаги. Такой тетради, как эта, не найдешь ни в одном магазине… Я занимался китайским языком еще до боксерского восстания. А эту тетрадь пустил для занятий примерно скоро по взятии Пекина, когда архимандрит Иннокентий был только что рукоположен во епископы и отправился в Китай с радужными мечтами возродить или, точнее, создать Православную Китайскую Церковь. Я тогда мечтал, коли Бог поможет, съездить к нему, чтобы посмотреть лично на этот новый росток Православия и помогать потом Иннокентию отсюда с той смелостью, которую дает личное знакомство с описываемыми местами и деятельностью. Увы! С тех пор прошло, стало быть, около 14 лет. Китай, Китай! Где тут думать о Китае! Спрашиваешь себя: в какой степени уцелеет Православие в России? Пожалуй, и у самого Иннокентия опустились руки. А я — даже уже и не годен никуда, и мне не до Китая.
Стр.3