Репников Александр Витальевич
Неизвестная мистическая повесть Л.А. Тихомирова
Повесть Л.А. <...> Тихомирова «В последние дни», хранящаяся в Государственном архиве
Российской Федерации, в личном фонде Тихомирова, до сих пор практически неизвестна
широкому кругу исследователей1. <...> Эта неопубликованная работа имеет подзаголовок
«эсхатологическая фантазия». <...> По своей направленности она перекликается с
работой Тихомирова «Религиозно-философские основы истории», впервые опубликованной
только в 1997 г. Однако, мистическая повесть «В последние дни» не является чисто
философским произведением, поскольку в ней действуют выдуманные Тихомировым герои. <...> Захватившие Россию после крушения самодержавия революционные потрясения,
нашли свое прямое отражение в «эсхатологической фантазии» Тихомирова. <...> Социализм и
связанный с ним материализм были, по мнению Тихомирова, только «пассивным»
отступлением от Бога, но еще не означали воцарение Антихриста, как это казалось многим
современникам событий (особенно убежденным монархистам, и некоторым представителям
духовенства). <...> Тихомиров считал, что «для перехода к активному отступлению (от Бога А.Р.) нужно, чтобы материализм сменился какой-либо формой нового мистицизма, при
котором только и возможно появление «нового бога», «иного бога»2. <...> К моменту появления Антихриста общество, по мнению Тихомирова, уже пережило
испытание социализмом и материализмом. <...> Об этом он прямо писал в своей повести:
«Последние десятилетия перед началом нашего повествования представляли, в социальнополитическом отношении, господство социализма, стремившегося отлиться в рамки строгого
коммунизма. <...> Но удержаться на этой почве нигде не могли прочно, потому что в строгом
коммунизме нет места свободе. <...> Стремления к свободе постоянно прорывались в виде
анархического
беспорядка,
который
разрушал
все
построения
коммунизма. <...> Коммунизм подавлял <...>