Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Писемский, Тургенев и Гончаров

0   0
Первый авторПисарев Дмитрий Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц20
ID9183
Аннотация(Сочинения А. Ф. Писемского, т. I и II. Сочинения И. С. Тургенева).
Кому рекомендованоСтатьи и рецензии
Писарев, Д.И. Писемский, Тургенев и Гончаров : Очерк / Д.И. Писарев .— : [Б.и.], 1861 .— 20 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/9183 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дмитрий Иванович Писарев. <...> Тургенева) I Писемский, Тургенев и Гончаров принадлежат к одному поколению. <...> Это поколение уже давно созрело и теперь клонится к старости; дети этого поколения уже способны решать по-своему вопросы жизни, и потому отцы постепенно становятся деятелями прошедшего времени, и для них настает суд ближайшего потомства. <...> Пора проверить результаты их работ, не для того, чтобы выразить им свою признательность или неудовольствие, а просто для того, чтобы пересчитать умственный капитал, достающийся нам от прошедшего, узнать сильные и слабые стороны нашего наследства и сообразить, что в нем можно оставить на старом основании и что надо фундаментально переделать. <...> Посмотрим на первый раз, что оставили нам наши первоклассные романисты, лучшие представители русской поэзии сороковых и пятидесятых годов. <...> Романы Писемского, Гончарова и Тургенева имеют для нас не только эстетический, но и общественный интерес; у англичан рядом с Диккенсом, Теккереем, Бульвером и Эллиотом есть Джон Стюарт Милль; у французов рядом с романистами есть публицисты и социалисты; а у нас в изящной словесности да в критике на художественные произведения сосредоточилась вся сумма идей наших об обществе, о человеческой личности, о междучеловеческих, семейных и общественных отношениях; у нас нет отдельно существующей нравственной философии, {1} нет социальной науки; стало быть, всего этого надо искать в художественных произведениях. <...> Я говорю: _надо искать_, потому что не может же быть, чтобы люди, имеющие знакомых, жену, детей, состоящие на государственной или частной службе, и притом сколько-нибудь способные размышлять, не составляли себе известных понятий о своих отношениях, о жизни и ее требованиях; не может быть, чтобы, составив себе эти понятия, они не делились ими с теми, кто может их понимать. <...> Вместо того чтобы сообщать результаты своих наблюдений в отвлеченной <...>
Писемский,_Тургенев_и_Гончаров.pdf
Дмитрий Иванович Писарев. Писемский, Тургенев и Гончаров ---------------------------------------------------------------------------Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862 М., Государственное издательство художественной литературы, 1955 OCR Бычков М.Н. ---------------------------------------------------------------------------(Сочинения А. Ф. Писемского, т. I и II. Сочинения И. С. Тургенева) I Писемский, Тургенев и Гончаров принадлежат поколение уже давно созрело и теперь клонится поколения уже способны решать по-своему вопросы к к одному поколению. Это старости; дети этого жизни, и потому отцы постепенно становятся деятелями прошедшего времени, и для них настает суд ближайшего потомства. Пора проверить результаты их работ, не для того, чтобы выразить им свою признательность или неудовольствие, а просто для того, чтобы пересчитать умственный капитал, достающийся нам от прошедшего, узнать сильные и слабые стороны нашего наследства и сообразить, что в нем можно оставить на старом основании и что надо фундаментально этого наследства разом не оглядишь; оно, как обильно. Посмотрим на первый раз, что оставили романисты, лучшие представители русской поэзии и все нам переделать. Всего русское, велико н наши сороковых рядом с и годов. Вопрос, поставленный мною, шире, чем может подумать читатель. Романы Писемского, Гончарова и Тургенева имеют для нас не только эстетический, но и общественный интерес; у англичан рядом с Диккенсом, Теккереем, Бульвером и Эллиотом есть Джон Стюарт Милль; у французов публицисты и социалисты; а у нас в изящной словесности художественные произведения сосредоточилась вся да сумма романистами в идей существующей критике наших обществе, о человеческой личности, о междучеловеческих, семейных и общественных отношениях; у нас нет отдельно первоклассные пятидесятых есть на об нравственной философии, {1} нет социальной науки; стало быть, всего этого надо искать в художественных произведениях. Я говорю: _надо искать_, потому что не может же быть, чтобы люди, имеющие знакомых, жену, детей, состоящие на государственной или частной службе, и притом размышлять, не составляли себе известных понятий о своих отношениях, о жизни и ее требованиях; не может быть, чтобы, составив себе эти делились ими с теми, кто может их понимать. Вместо того они чтобы также могли сделаться общественными деятелями или политическими писателями; что же касается до истинных художников по призванию, то были какою-нибудь стороною своей деятельности сделаться публицистами. Кто, живя и действуя в сороковых и пятидесятых потому, что не должны сколько-нибудь способные понятия, они не сообщать результаты своих наблюдений в отвлеченной форме, они стали облекать идею в образы. Многие из наших беллетристов сделались художниками общественное сознание живых, общечеловеческих идей, того мы уважать не можем, того потомство не поместит в число благородных слова. Гг. Фет, Полонский, Щербина, Греков и многие другие поэтики забудутся так же скоро, как те журнальные печатаются. "Что вы для нас сделали? - спросит поколение. - Чем вы обогатили наше сознание? Чем годах, не проводил в деятелей вы книжки, в которых они этих нас заронили в нас искру негодования против грязных и диких сторон нашей Сказали ли вы теплое слово за идею? Разбили ли вы хоть одно в сами шевельнули, чем жизни? заблуждение? Стояли ли вы сами, хоть в каком-нибудь отношении, выше воззрений нашего времени?" На все эти вопросы, возникающие оценке деятельности художника, наши версификаторы ничего не сумеют ответить. Мало того. Они не поймут этих вопросов и остановятся наивности души уверены в величии своих заслуг и в правах своих признательность; они думают, что, шлифуя русский господствующее собою при недоумении; они в на всеобщую стих, баюкая нас своими тихими мелодиями, воспевая на тысячу ладов мелкие оттенки мелких чувств, они приносят пользу русской словесности и русскому просвещению. Они считают себя художниками, имея на это звание такие же права, как модистка, выдумавшая новую куафюру. Чтобы эти слова не казались бессмысленною выходкою, лаянием на луну, я считаю не лишним сказать несколько слов о том, что я ни понимаю передумал впечатлительный, присутствуя, положим, при подвиге расправы над {2} одна эта сцена показалась бы ему только эпизодом ведомой драмы, разыгрывающейся каждый день без свидетелей под бы словом "художник". Вот видите ли, все мы смотрим на какой-нибудь уличный скандал, но не во всех нас это зрелище западет одинаково глубоко, не всех нас оно потрясет одинаково сильно. Чего, чего длинной, никому не в разных человек извозчиком; бедных квартирах, на улицах, "под овином, под стогом", {3} - везде, где бедный и слабый терпит горькую долю от богатого и сильного. Воображение дорисовало бы недостающие подробности; естественное, гуманное чувство, воспитанное разносторонним образованием, согрело бы всю картину, и вот из грубой уличной сцены возникло бы художественное произведение, которое, наверное, подействовало бы на читателя, шевельнуло бы его или заставило так, чтобы они бы задуматься. Кто по природе и по воспитанию впечатлителен да кто усвоил умение передавать свои впечатления другим могли его себе русского микроскопические господ молодое
Стр.1